17 января 2023 года весь мир отмечает 160-летие великого артиста и режиссера — Константина Сергеевича Станиславского, одного из основателей Московского Художественного театра, первого человека, получившего звание народного артиста Советского Союза.
Его семья, купцы и промышленники Алексеевы (настоящая фамилия Станиславского), владела фабрикой волоченного и плащенного золота и серебра. В 70-х годах 19 века предприятие первым в стране ввело машинное производство. Позже оно по предложению Константина Сергеевича было переориентировано на изготовление электрокабеля. А уже после социалистической революции на этих станках тянули вольфрамовую нить для лампочек Ильича по программе ГОЭЛРО. В должности директора производственного комплекса меднопрокатного и кабельного завода Станиславский пробыл до национализации, а потом полностью сосредоточился на театре.
С молодых лет Константин Сергеевич занимался актерской самодеятельностью, старался привлечь людей из разных слоев и классов к искусству. Идея создания общедоступного театра возникла у Станиславского и Немировича-Данченко еще в конце 19 века. К тому времени Станиславский играл на сцене Московского общества любителей искусства и литературы, организовал актерский кружок на заводе. По его личной инициативе позже было построено отдельное здание, где рабочие и служащие завода могли смотреть постановки и участвовать в них. С укрупнением производства потребовалось отдать первый этаж здания, использовавшегося для самодеятельного театра.
В 1898 году Немирович-Данченко обратился с предложением создать общедоступный театр в Московскую городскую думу, требовались государственные субсидии. В своем докладе он приводил их общую со Станиславским позицию:
«Москва, обладающая миллионным населением, из которого огромнейший процент состоит из людей рабочего класса, более, чем какой-нибудь из других городов, нуждается в общедоступных театрах…Каждый кассир подтвердит, что первыми распродаются билеты именно на дешевые места…Речь идет не только о специально рабочем люде. Помимо него, в Москве существует огромный контингент учащейся молодежи, приказчиков, чиновников, их семей, весь огромный район центральной местности Москвы занят всевозможными торгово-промышленными заведениями с сотнями служащих в них – и все это почти вовсе лишено возможности посещать драматический театр и прибегает за отсутствием развлечений к двум самым коренным из зол современной жизни – картам и вину».
Разумеется, правительственные бюрократы царской России к их доводам не прислушались и принялись всячески затягивать дело с предоставлением государственных субсидий. Тогда Станиславский и Немирович-Данченко были вынуждены самостоятельно искать финансирование. Только социалистическая революция по-настоящему решила проблемы, стоящие перед Московским Художественным театром.
Немирович-Данченко и Станиславский неслучайно разделяли его историю на 3 периода. Они связывали его развитие с рабочим движением России:
- С 1898 по 1905 года
- С 1906 года до социалистической революции
- С 1917 года и далее
В октябре 1905 году рабочие производственного объединения, где Станиславский был директором, участвовали во всеобщей политической забастовке. Стачка выдвигала не только экономические, но и политические требования. Одним из них была свобода профсоюзных объединений.
В период 1 русской революции театр не оставался в стороне от политический событий. Ставили остросоциальные пьесы Максима Горького. Им угрожали черносотенцы, но театр продолжал свою просветительскую миссию. Доходило до курьезов. Зрители, чувствуя революционные настроения в стране, приняли статистов-актеров за нападающих черносотенцев.
Переосмыслением приемов актерской игры и роли театра в жизни общества были наполнены и последующие годы. На пути к революции театральное искусство все больше освобождалось от консерватизма, переигрывания и ложного пафоса старой театральной школы, все больше приходило к подлинному реализму.
В первые годы после революции билеты в Московский Художественный Театр распространялись бесплатно по фабрикам и заводам. И даже после введения платных билетов цены были низкими в целях приобщения к искусству широких народных масс.
После революции ожидания от театра изменились, изменился и зритель. Станиславский отмечает, что это были интересные спектакли, заставившие почувствовать совершенно новую атмосферу зала. Люди приходили в театр не для того, чтобы просто забавляться, зритель через театр хотел понять происходящие в общественной жизни изменения.
В капиталистической же части мира театр оставался лишь развлечением, на котором буржуазные воротилы хотели наживаться. Константин Сергеевич подчеркивает эту ощутимую разницу в воспоминаниях:
«…Там нет миллионов новых зрителей, которые [у нас] сами распахнули для себя двери театра, поддерживают его своим вниманием и без удержу идут в него… Там, за границей, лишь немногие театры субсидированы правительством или пользуются его поддержкой, а не почти все, как у нас».
В своих выступлениях Станиславский подчеркивает высокую цель творческих деятелей культуры, выделяет особую роль партии и лично Сталина.
«Как отрадно работать для своего народа в тесном с ним общении! Это чувство — результат воспитания, которое дала нам Коммунистическая партия во главе с дорогим, любимым Иосифом Виссарионовичем. Он так просто, так искренно подходит ко всем жизненным вопросам и так верно и прямо их разрешает. Товарищ Сталин — подлинный, заботливый друг всего живого, прогрессивного, всегда все предвидящий, предупреждающий. Сколько он сделал хорошего для нас, актеров! Спасибо ему за все это!»
Константин Сергеевич Станиславский, первый народный артист Советского Союза, с искренним чувством патриотизма относился к социалистической родине:
«Мы несем рядом с красным знаменем — пальмовую ветвь мира.
…Все, что делается в нашей стране, преследует благородную цель свободы и мира народов как больших, так и малых…»
С оптимизмом смотрел он в будущее, связывал прогресс человечества с сокращением рабочего дня, с увеличением времени на свободное всестороннее развитие людей.
«Я искренно верю в то, что в недалеком будущем, когда удастся народам всего мира научиться жить не варварски, по-звериному, а культурно, по-человечески, когда будут устранены все причины для возникновения войн, когда будет урегулировано производство сообразно с подлинным потреблением человека в жизни, тогда сократится время, затрачиваемое людьми на труд, и беспримерно возрастет время их досуга. На что уйдет этот досуг? Его будут заполнять удовлетворением научных и художественных потребностей, усовершенствованием своей духовной и физической природы, и тогда все виды искусства, наряду с наукой и физической культурой, приобретут всеобъемлющее значение».
В России всегда найдутся люди, выступающие за свободное всестороннее развитие всех членов общества, за культурное развитие самых широких народных масс. Константин Сергеевич Станиславский — ярчайший пример человека, последовательно выступающего за прогресс производства и революционные преобразования в общественной жизни.
П. С. Кошкина,
слушатель 2 отделения Красного Университета,
член Рабочей партии России.
Источники:
- 100 лет профсоюза энергетиков и электромашиностроителей России
- ПСС Станиславского в 8 томах
- https://www.kommersant.ru/doc/310410
- https://www.mos.ru/news/item/78448073
- https://protectorflex.ru/novosty/etapy-razvitiya-kabelnoy-promyshlennosti/
- https://itexts.net/avtor-vladimir-ivanovich-nemirovich-danchenko/236230-teatralnoe-nasledie-tom-1-vladimir-nemirovich-danchenko/read/page-5.html
- https://www.litmir.me/br/?b=240745&p=101
- https://elprovod.ru/page/istoriya-zavoda