О партиях на территории Белоруссии

Морозова Елена Николаевна
слушательница 2 отделения,
Беларусь, г. Минск


Перед тем, как приступить к основной части статьи, хотелось бы дать основные понятия и определения.

Как мы знаем, история всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов. Политическая борьба — одна из форм, в которых протекает борьба классов. Однако в разные периоды истории эта форма также была разной.

По мере развития общества классовая борьба принимала все более осмысленные и организованные формы. Это хорошо заметно при сравнении переходов низших формаций к высшим. Переход от феодального общества к капиталистическому был менее стихийным, более организованным, осознанным и субъектным, чем переход от рабовладельческого общества к феодальному. При капитализме возникает теория обобщающая революцию, классовую борьбу и массовую политику. В свою очередь социалистическая революция отличалась от буржуазной большей организацией, осмысленным участием в политике более широких масс.

При господстве капиталистических производственных отношений в обществе существуют два основных антагонистических класса. Это класс капиталистов, который имеет средства производства, и может жить за счет чужого неоплаченного труда вследствие своего положения в производстве. Другой класс это рабочие, они являются непосредственными производителями материальных благ, продающих свою рабочую силу. Между ними есть еще промежуточный класс — класс мелких буржуа. Он одновременно является и владельцем средств производства и трудящимся. Мелкий буржуа с одной стороны хочет развить свое производство, нанять рабочих и стать крупным буржуа, а с другой стороны, как трудящийся, тоже терпит гнёт капиталистов и поэтому поддерживает рабочий класс.

Положение людей в производстве — это главный критерий деления людей на классы. В своей гениальной работе «Великий почин» В. И. Ленин дал такое определение классов: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают». В классовых обществах одна большая группа людей благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства может себе присваивать труд другой.

Французские буржуазные историки Тьерри, Минье и Гизо разработали теорию классовой борьбы. Опираясь на эту теорию, К. Маркс обосновал историческую неизбежность превращения рабочего класса из класса в себе в класс для себя. Класс в себе — это когда класс еще не осознаёт себя отдельным политическим субъектом, не противопоставляет себя антагонистическому классу.

«Экономические условия превратили сначала массу народонаселения в рабочих. Господство капитала создало для этой массы одинаковое положение и общие интересы. Таким образом, эта масса является уже классом по отношению к капиталу, но еще не для себя самой. В борьбе… эта масса сплачивается, она конституируется как класс для себя» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 4, с. 183)

Для того чтобы из класса в себе стать классом для себя, рабочий класс по своему положению в общественном производстве призван осознать не только свое нынешнее положение, но и дойти до осознания своей исторической миссии — могильщика капиталистического строя и строителя нового коммунистического общества. Важно не только осознание, но и действия, как подлинного субъекта исторического процесса. Должно произойти соединение научного социализма с рабочим движением.

Передовая часть класса или авангард, которая организовывает, реализует классовые интересы и ведёт за собой основную массу класса есть партия класса. Политика — это классовая борьба за захват, удержание и осуществление государственной власти. Соответственно можно сказать, что партия — это субъект политики, имеющий целью захват, удержание и осуществление государственной власти тем классом, интересы которого партия выражает.

Все партии, в зависимости от интересов классов которые они представляют, можно разделить на две группы: реакционные, отстаивающие интересы старых производственных отношений, и революционные выражающие интересы новых производительных сил. Так феодалам противостояла буржуазия, а буржуазии уже пролетариат (рабочие). Если у власти находятся реакционные партии, то их цель — удержание и осуществление государственной власти, и в этом случае цель революционной партии — захват власти.

Чтобы удерживать и осуществлять свою власть господствующий класс использует все государственные учреждения и институты. В период буржуазных производственных отношений, представляя интересы меньшинства, буржуазия разыгрывает идеологический спектакль. Любой буржуазный политик и любая буржуазная партия на словах находятся на стороне большинства, провозглашая всенародность, равенство прав и свобод для всех. Множество способов разыграть этот спектакль обуславливает множественность партий представляющих лишь один класс — капиталистов.

Партией же рабочего класса может считаться партия, которая ведёт за собой основную часть рабочего класса, и в которой рабочее движение смогло соединиться с научным социализмом.

Зарождение капиталистических производственных отношений при феодализме порождало новый класс — буржуазию. Новые буржуазные производительные силы вступали в противоречие со старыми феодальными производственными отношениями. Начинала развиваться политическая борьба.

Первым прототипом политической партии на территории Беларуси было созданное в конце 1818 г. студентами Виленского университета Ю. Ежовским, А. Мицкевичем и другими тайное патриотическое общество филоматов («любителей знаний»). Это было исключительно шляхетско-студенческое общество, члены которого сначала ставили культурно-просветительные цели. Со временем филоматы пришли к выводу о необходимости коренных социально-экономических реформ: отмены крепостного права, введения конституционного управления.  Представляли они в основном интересы шляхты. Стоит отметить, что общество филоматов уже на тот момент предопределило развитие политических организаций через создание кружков. Наиболее крупные из них были «Прамянiстыя», которые насчитывали около 200 человек. В конце 1820 г. Филоматы смогли основать еще одну  тайную организацию филаретов («любителей добродетели»). Это общество смогло объединить обширные круги молодежи далеко за пределами Вильно. Филареты ставили перед собой цели:   восстановление Речи Посполитой и отмена крепостного права. Члены общества стремились к изучению белорусско-литовского края, его истории, фольклора, быта населения.  Однако, в 1823-24 гг. общества филоматов и филаретов были полностью разгромлено властями, 108 участников были преданы суду, а сам процесс стал крупнейшим политическим судилищем в Европе на тот момент.

Следующий период активности наблюдался 1830-1831 гг. В это время “Холерные бунты” в центральной части Российской империи нанесли удар по престижу самодержавия.  Польское восстание того же периода, охватившее и часть Беларуси,  показало слабость шляхетского сословия и неспособность повести за собой широкие крестьянские массы. Крестьянские же бунты были разрозненны и быстро ликвидировались.

До конца ХIХ века на белорусских землях в основном были организации в виде кружков. В период с конца XIX по начало ХХ века начинают активно создаваться политические партии. В зависимости от классовых интересов, которые они выражали, все партии этого периода можно разделить на четыре группы: монархические (феодальные), либеральные (буржуазные), социал-демократические (мелкобуржуазные) и рабочую.

В конце XIX начале XX вв. Российская империя оставалась аграрной страной. По переписи 1897 г. в ней проживало 97 млн. крестьян из 126 млн. всех зарегистрированных жителей. Бедственное положение крестьян осознавали все политические силы, однако каждая организация по-своему толковала причины и решение данной проблемы.

В начале XX в. стали появляться партии — сторонники самодержавия. Одной из первых организаций монархического толка принято считать «Русское собрание», однако оно не получило должного размаха из-за элитарного статуса и игнорирования крестьянства. Самой массовой монархической организацией принято считать «Союз русского народа». Она была создана в Петербурге 8 ноября 1905 г. Её отделения действовали в большинстве губерний Российской империи, но именно на территории Беларуси были представлены наиболее активно. В Беларуси отделения «Союза русского народа» действовали в 36 населенных пунктах и насчитывали в своих рядах около 29,5 тыс. человек. Политической целью являлось сохранение и укрепление самодержавия. Вели борьбу с либералами и социалистами всеми доступными способами.

Буржуазный экономический базис требовал смены политической феодальной надстройки, расширения прав и свобод для нового класса буржуазии. Либеральные (буржуазные) партии играли значительную роль в общественно-политической жизни Российской империи в период первой российской революции 1905 г. Активно действовали Конституционно-демократическая партия (кадеты), «Союз 17 октября» и примыкавшие к ним организации. Главный метод борьбы видели в парламентской демократии, удержание власти — Учредительным собранием. Основные политические цели — это формирование гражданского общества, построение правового буржуазного государства.

Кадеты на территории Беларуси имели наименьшую численность и составляли 1,5 тысячи человек. Всего же в России насчитывалось 50-60 тысяч членов. Под их контролем находились газеты «Северо-западный голос», «Новая заря», «Свободное слово», «Газета виленская», «Витебская жизнь», «Минская жизнь», «Голос провинции», «Могилевский голос». Центральный орган партии – газета «Речь» и либеральный журнал «Вестник Европы». Чтобы стать более массовой партией кадеты пытались привлечь на свою сторону крестьянство. Провозглашали принципы равенства народностей, неприкосновенности личности и жилищ, свободы слова и печати, союзов и собраний, участия в управлении страной народных представителей, избранных на началах всеобщего, равного, прямого и тайного избирательного права. В то же время склонность кадетов к компромиссам по программным вопросам, и особенно по аграрному, оттолкнула от Конституционно-демократической партии часть ее бывших сторонников, как вправо, так и влево.

Партия «Союз 17 октября» была более многочисленная и на рубеже 1906-1907 гг. достигла примерно 26 – 28 тыс. человек в Беларуси из 75 – 77 тыс. человек по всей Российской империи. «Союз 17 октября» издавал или контролировал ряд местных газет: «Минскую речь», «Минское слово», «Витебский голос», «Двинский листок» и другие. Партия ставила перед собой задачи: содействие всеми мерами немедленному проведению в жизнь конституционного монархического строя на основах манифеста 17 октября, обеспечение гражданских прав, свободы слова, печати, собраний, прекращение стачек, союз рабочих с предпринимателями.

Партии выражающие мелкобуржуазные интересы  это были революционно-демократические партии. Одной из самых первых организаций представлявшей интересы мелкой буржуазии являлась организация «Народовольцы». Народничество, зародившееся благодаря организации «Земля и воля», впервые определяло в качестве основной ударной силы революции крестьян. Белорусское народничество имело отличительные черты. В отличие от России крестьянская община имела распространение в основном лишь в Восточной Беларуси. По этой причине народничество, основой которого являлась именно община, не было здесь самостоятельной, коренной идеологией, оно было внесено извне. Демократическая интеллигенция, составлявшая основу народнического движения, на белорусских землях понесла большие потери вследствие расправ после подавления восстания 1863-1864 гг. После восстаний 1830-1831 и 1863-1864 гг. высшие учебные заведения были закрыты, поэтому во многих случаях участниками нелегальных народнических кружков были ученики средних учебных заведений. По этим причинам   народническое движение  на белорусских землях  было слабее и в идеологическом, и в организационно-практическом плане чем в самой России.

В начале 1884 г. с предложением объединения в одну организацию всех народнических кружков Беларуси объявила Белорусская социально-революционная народная партия (более известна как группа «Гоман»). Она выдвигала требования: ликвидация помещичьего землевладения и установление уравнительного крестьянского землепользования;  свержение царизма только революционным путем; необходимость создания общероссийской интернациональной партии; равноправие всех народов и их право на самоопределение; требовала право белорусского народа на национальную самостоятельность.

Постепенно, вслед за народническими политическими организациями, на территории Беларуси возникали и социал-демократические партии различного толка. Многие из них имели ярко выраженный национальный окрас (такие как «Бунд», «Союз рабочих Литвы» и «Польская партия социалистическая»). Социал-демократы, в противовес народовольцам, руководящую роль в революции отводили пролетариату. Однако, ряд организаций так и не смог перешагнуть через грань мелкобуржуазного экономизма, а иногда и национализма. Политические цели ставили такие, как уничтожение самодержавия, постепенные социальные реформы в парламентской республике, решение аграрного вопроса, создание национальных государств. Главным методом борьбы считали борьбу в парламенте.

ППС («Польская партия социалистическая») возникла из Союза польских рабочих в 1892 и существовала до 1948 г. В Беларуси представлена была в основном в Минске, Гродно и Вильно. Главной целью своего существования ставила создание социально-демократического польского государства через передачу средств производства в руки общества. На территории Беларуси их численность не превышала 1000 человек, однако сама партия весьма активно действовала среди рабочих, организуя стачки и протесты. С 1894 до 1896 гг. они устроили свыше 45 стачек, которые объединили более 15 предприятий.

Но несмотря на довольно активную деятельность, ППС имела весьма слабую программу и сомнительные, с точки зрения социалистов, цели. В программе ППС выделялось желание возродить Речь Посполитую в границах 1772 г. на демократических началах с равноправием наций и народов в составе Речи Посполитой. При этом участники ППС наотрез отказывались от связи с революционерами России, Австро-Венгрии и Германии, в результате чего партия фактически оказалась в самоизоляции среди других социалистических сил. Главой фракции ППС придерживающейся особо крайних националистических идей был Юзеф Пилсудский. На VII съезде партии террор был признан официальной тактикой борьбы с врагами польского народа и включён в программу партии. Участники партии совершали экспроприации, убийства чиновников, полицейских, террористические акты.

Организация «Бунд» (Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России) возникла после проведения 25-27 сентября 1897 г. в Вильно I съезда, на котором были представлены еврейские рабочие организации Вильно, Минска, Витебска, Белостока и Варшавы. В результате съезда был избран ЦК, единый печатный орган (Голос рабочих). Из-за крайне неоднородного состава «Бунда» до сих пор довольно сложно выделить единую политическую линию. С одной стороны — бундовцы активно влияли на рабочее движение (организовав свыше 310 стачек), использовали как легальные методы борьбы, так и террор, «Бунд» вошел в РСДРП с сохранением особых взглядов на национальный вопрос. В противовес РСДРП бундовцы выступали не за национальное самоопределение, а за национально-культурную автономию. С другой стороны — постоянное колебание в политических требованиях, отсутствие единства целей привело к тому, что актив «Бунда» все больше отрывался от масс, оставляя последних на откуп зубатовщине. Зубатовщиной называлась политика царского правительства, которая предлагала местным властям поддерживать умеренные реформистские выступления, чтобы отнять у социал-демократов экономическую повестку. Уже на 2-ом съезде РСДРП «Бунд» вышел из состава партии, не согласившись с отказом в требовании изменить структуру партии с централизованной на федеративную.

В дальнейшем «Бунд» занял примиренческую позицию между большевиками и меньшевиками, активно поддерживал (а во многом — являлся основной силой) экономизм, но из-за расхождения в позиции с Плехановым, был вынужден поддержать 3-ий съезд РСДРП уже на стороне большевиков.

Вместе с легальными и полулегальными партиями на территории Беларуси стали появляться и партии, которые единственной возможной формой деятельности считали индивидуальный террор. Они получили наименование социал-революционеров (эсеров). Впервые организация такого толка в Беларуси появилась в 1899 г. в Минске. Это была «Рабочая партия политического освобождения России» во главе с Г. А. Гершуни, врачом из Минска, ставшим впоследствии одним из лидеров партии социал-революционеров, основателем ее боевого крыла и проповедником индивидуального террора.

Эсеры выдвигали требования: установление демократической республики; экспроприация капиталистической собственности; демократические права и свободы; всеобщее и равное избирательное право; автономия областей и общин, широкое применение федеративных отношений между национальностями; социализация земли, т. е. изъятие ее из частной собственности и из сферы купли и продажи, и передача в общенародное достояние; установление уравнительно-трудового права пользования землей. В вопросах рабочего законодательства требовали: чтобы был установлен рабочий день не более 8 часов; была установлена минимальная заработная плата; страхование за счет государства и хозяев предприятий; законодательная охрана труда под наблюдением фабричной инспекции; создание профессиональных рабочих организаций и гарантия  их права участвовать в организации труда на предприятиях.

Программа для большой части населения была интересна многими социальными обещаниями, но не могла быть реализована, поскольку в своих положениях  не уделяла внимания развитию промышленного производства. В основе идеологии эсеров, как и народников, была идея об особом пути России для  достижения социализма. И считали, что предпосылки которые должен создать капитализм для перехода к новым производственным отношениям не нужны.  Эсеры видели в  крестьянстве главную силу революции.

К мелкобуржуазным (социал-демократическим) партиям относилась и партия Белорусская Социалистическая Громада (БСГ), она появилась осенью 1903 г. БСГ была первая в республике национально-демократическая партия социалистического направления. Программные требования объединяли многие теоретические положения разных политических партий, таких как ППС, эсеров, а потом «Бунда» и меньшевиков.

Основные программные заявления партии включали: главная цель — уничтожение капиталистического строя; первоочередная задача — свержение самодержавия в России совместно с пролетариатом всех народов Российского государства; территориальная автономия Беларуси с сеймом в Вильно; предоставление культурно-национальной автономии для национальных меньшинств края; отмена частной земельной собственности; общественная собственность на землю с правом каждого человека на обработку земли; конфискация (без выкупа) помещичьих и казенных земель; восьмичасовой рабочий день; установление минимума заработной платы; одинаковая оплата при одинаковой работе; государственное страхование при несчастных случаях и бесплатная медицинская помощь.

Тем не менее  в программе отсутствовало принципиальное различие между пролетариатом, крестьянством и другими трудящимися. Как и эсеры, БСГ объединяла их в одну социально-экономическую группу — трудовой народ, и в одинаковой степени хотела опереться и на рабочий класс, и на крестьянство, и на интеллигенцию.

В начале 1907 г. БСГ официально объявила о своём роспуске и пошла путём легальной буржуазно-националистической деятельности, издавала разрешенную газету «Наша нива». Во время  Первой мировой войны 1914-18 громадовцы, оставшиеся на оккупированной немцами белорусской территории, пропагандировали «возрождение» Беларуси под протекторатом Германии. После победы февральской революции 1917 г. БСГ  возобновила свою деятельность и поддерживала политику буржуазного Временного правительства. В июле 1917 г. правые представители БСГ присоединились к контрреволюционной буржуазно-националистической Белорусской раде. В 1918 г. БСГ распалась, по причине того, что часть её членов вела контрреволюционную деятельность, а часть перешла на сторону Советской власти.

В конце XIX в. Зарождается партия рабочего класса — Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП). Главные цели партии были: уничтожение самодержавия, создание Республики Советов с осуществлением диктатуры пролетариата. Главные методы борьбы видели в вооруженном восстании, передаче власти Советам, установлении диктатуры пролетариата.

В 1890-х годах в Беларуси, как и во всей Российской империи, наблюдалось нарастание рабочего движения. В начале 1893 г. в связи с введением новых правил внутреннего распорядка бастовали рабочие железнодорожных мастерских Пинска, Гомеля, Минска. Однако рабочее движение первой половины 90-х годов носило стихийный характер. В. Л. Ленин: «Социал-демократия существовала вне рабочего движения, проходя, как политическая партия, процесс развития в материнском лоне». Насущной необходимостью стал переход от кружковой пропаганды к широкой агитации среди рабочих и, как следствие, создание единой пролетарской партии, которая должна была соединить массовое рабочее движение с научным социализмом.

Созданный В. И. Лениным в конце 1895 г. в Петербурге «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» стал прообразом марксистской партии в России. По примеру петербургского союза были созданы социал-демократические организации в других городах. Во второй половине 1890-х годов «Союзы борьбы» действовали в Минске, Пинске, Слониме, Бресте, Гомеле, Гродно. Экономические требования рабочих постепенно стали перерастать в требования политического характера.

Главную задачу объединения местных социал-демократических организаций в одну марксистскую партию должен был решить I съезд РСДРП. По предложению «Бунда»  было принято решение провести съезд в Минске. Заседания были проведены 1-3 марта 1898г., девять делегатов представляли «Союзы борьбы» Петербурга, Москвы, Киева, Екатеринославля, а также «Рабочую газету» и «Бунд», который взял на себя вопросы конспирации.

Результатом 1-го съезда РСДРП было создание Российской социал-демократической рабочей партии, избрание Центрального Комитета. После съезда в апреле 1898 г. ЦК издал «Манифест» РСДРП. В нем подчеркивалась необходимость создания единой партии, задачей которой является построение общества без эксплуатации.  В дальнейшем  классовая борьба рабочего класса из экономической борьбы должна была перейти в борьбу политическую.  Съезд не смог принять правильное решение по ряду организационных вопросов. Не были приняты устав и программа партии, а широкая автономия местных организаций фактически привела к возникновению идейных шатаний, организационного разброда и наконец, оппортунизма. Это привело в дальнейшем к расколу партии на большевиков и меньшевиков на II съезде. Позже отколовшиеся меньшевики перейдут на мелкобуржуазные позиции.

В 1903 г. на II съезд РСДРП были выдвинуты основные программные требования. Программа-максимум: социалистическая революция; государство в форме диктатуры пролетариата; бестоварная плановая экономика; ликвидация классов. Программа-минимум: создание демократической республики; предоставление всем гражданам равных демократических прав; отделение церкви от государства и школы от церкви; решение аграрного вопроса. В конце 1905 г. число членов РСДРП достигло 5 тыс. человек.

В дальнейшем исторические события показали, что буржуазия, взяв власть во время февральской революции 1917 г., не смогла справиться с возложенной на неё исторической миссией. Она не смогла выполнить своих программных обещаний, не решила ключевых вопросов о земле и мире, и поставила под угрозу существования Россию как таковую. Большевики, до этого не имевшие большой поддержки, из-за слабости буржуазии стали популярны среди широкой массы населения. Если в феврале 1917 г. их численность по все Российской империи составляла 24 000 человек, то к июлю 1917 г. партия уже насчитывала 240 000 человек.

В октябре 1917 г. большевики с помощью Петроградского совета смогли организовать вооруженное восстание и взять власть в свои руки. Взяв власть, они передали её Всероссийскому съезду Советов рабочих и солдатских депутатов. Если организационная форма диктатуры буржуазии — парламентская демократия, которая только провозглашает всенародность, равенство прав и свобод для всех, то организационная форма диктатуры пролетариата — это Советы. Советы, пишет В. И. Ленин — непосредственная организация самих трудящихся и эксплуатируемых масс, облегчающая им возможность самим устраивать государство и управлять. Поэтому были сразу решены вопросы о земле и мире. Решив эти ключевые вопросы, большевики смогли склонить на свою сторону большую половину населения, что позволило им удержать и осуществлять государственную власть.

Вам может также понравиться...

Закрепите на Pinterest