Противоположность капитализма и коммунизма

Морозова Елена Николаевна,
слушательница 2 отделения Красного Университета
Фонда Рабочей Академии,
Республика Беларусь, г. Минск


Часто слова, которые мы  много раз слышим, кажутся нам понятными и само собой разумеющимися.  Но если попросить дать определения или понятия этих слов, получается набор разных мнений.  Ибо как говорил Ф. Гегель — то, что известно — еще не есть познанное. Моя задача в данной статье помочь разобраться в такой непростой теме как капитализм и коммунизм, раскрыть понятия, особенности, этапы развития. И чтобы мнение возвысить до знания,  буду ссылаться строго на научные определения К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина. Где за каждым понятием стоит свернутая научная теория.  Возможно моя статья побудит кого-нибудь взять в руки книги и самому почитать великих классиков. Ведь, как говорил В. Ленин: «Кто верит на слово, тот безнадежный идиот, на которого машут рукой».[1]

Итак начнем с определения. Капитализм или капиталистические производственные отношения — это всеобщее товарное производство или товарное производство на том этапе своего развития, когда рабочая сила становится товаром.[2] Товарное производство, т.е. производство товаров с целью обмена, присутствовало  еще в рабовладельческом, и в феодальном периодах, когда излишки продуктов вывозились на рынок для продажи, но только при капитализме товарное производство получило всеобщее распространение. Главная цель капиталистического производства —  это производство стоимости или получение прибыли. Капиталистические производственные отношения характеризуются тем, что человек, свободный от средств производства (земли, производственных орудий и т.д.) в целях своего существования вынужден продавать свою рабочую силу.  И вот встречаются на  рынке покупатели и продавцы, одни — владельцы средств производства  (станки, оборудование, сырье, здания и т.д), а другие — владельцы своей собственной рабочей силы. Покупатели покупают рабочую силу, продавцы продают свою рабочую силу или способность к  труду. «Бывший владелец денег шествует впереди как капиталист, владелец рабочей силы следует за ним как его рабочий; один многозначительно посмеивается и горит желанием приступить к делу; другой бредёт понуро, упирается как человек, который продал на рынке свою собственную шкуру и потому не видит в будущем никакой перспективы, кроме одной: что эту шкуру будут дубить».[3]

В основе  купли-продажи рабочей силы лежит закон стоимости. Закон стоимости – это закон товарного производства, регулирующий обмен товаров в соответствии с их общественной стоимостью, т.е. количеством затраченного на их производства общественно необходимого труда.  Стоимость рабочей силы, по какой рабочий продаёт себя, определяется стоимостью суммы жизненных средств, необходимых для нормального воспроизводства рабочего и членов его семьи.  Воспроизводство рабочей силы — значит минимум трое детей в семье. Семья должна быть обеспечена необходимыми жизненными потребностями — пищей, одеждой, жильем, получать хорошее медицинское обслуживание и образование. Стоимость суммы жизненных средств — величина изменяющаяся и зависит от изменения величины рабочего времени, необходимого для их производства, т.е. от производительности труда.  Размер необходимых потребностей  и способы их удовлетворения зависят от уровня развития производительных сил и культурного уровня страны. Также в значительной степени и от того, при каких условиях, а, следовательно, с какими привычками и жизненными притязаниями сформировался класс свободных рабочих.[4]

Заработная плата — это денежное выражение стоимости специфического товара — рабочей силы. Причем цена и стоимость часто могут не совпадать. Цена — это денежное выражение стоимости какого-либо товара. Рабочий часто получает зарплату, обеспечивающую минимальные жизненные средства. Если цена рабочей силы  падает до этого минимума, то она падает ниже стоимости, так как при таких условиях рабочая сила может поддерживаться и проявляться лишь в хиреющем виде.[5] Соединяясь со средствами производства, рабочая сила в процессе трудового дня воссоздаёт свою стоимость и некий избыток, который капиталист — владелец средств производства — присваивает себе. Этот избыток есть прибавочная стоимость. Стоимость, в основе которой лежит неоплаченный труд наёмный  рабочих.  За счет этого и получаются капиталистические богатства.

В капиталистическом обществе существуют два основных антагонистических  класса. Класс капиталистов, владеющих средствами производства, живущий за счет чужого неоплаченного труда вследствие своего положения в производстве. И класс рабочих, непосредственных производителей материальных благ, продающих свою рабочую силу. Есть еще промежуточный класс — класс мелких буржуа, который является одновременно и владельцем средств производства и трудящимся. Он, с одной стороны, хочет развиться и стать крупным буржуа, а, с другой стороны, как трудящийся тоже испытывает гнёт капитала и поэтому поддерживает рабочий класс.

Полное и точное определение классов дал В. Ленин в работе «Великий почин», где основным критерием деления людей на классы  является положение в производстве: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают». В классовых обществах одна большая группа людей благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства может себе присваивать труд другой.

Область господства капиталистических производственных  отношений все более и более расширяется по мере того, как постоянное усовершенствование техники, увеличивая хозяйственное значение крупных предприятий, ведет к вытеснению мелких самостоятельных производителей, превращая их в наёмных рабочих, сужая роль остальных в общественно-экономической жизни и ставя в зависимость от капитала. Этот же технический прогресс приводит к относительному уменьшению потребности предпринимателей в живом труде рабочих. По этой причине спрос на рабочую силу отстаёт от её предложения. Вследствие чего увеличивается зависимость наемного труда от капитала и повышается уровень его эксплуатации.[6]

Эти проблемы внутри капиталистических стран и постоянно обостряющееся между ними соперничество на всемирном рынке делают все более и более затруднительным сбыт товаров, которые производят в постоянно возрастающем количестве. Что приводит к перепроизводству, выливающемуся в промышленные кризисы, за которыми следуют периоды промышленного застоя. В свою очередь, это  еще больше разоряет мелких производителей, еще больше увеличивает зависимость наемного труда от капитала, еще больше ведет к ухудшению положения трудящихся.

При капиталистических производственных отношениях, с одной стороны, идёт технический прогресс,  ведущий к  увеличению производительности труда и росту общественного богатства, а, с другой стороны, возрастание общественного неравенства, увеличение неравенства между имущими и неимущими, рост необеспеченности существования, безработицы для широких трудящихся масс.

Развиваясь из товарного производства, капитализм проходит  две стадии развития: капитализм свободной конкуренции и монополистический капитализм.  При капитализме свободной конкуренции происходит процесс централизации, когда капиталист присоединяет капиталы других капиталистов, и концентрации, когда капитал сосредотачивается в руках одного капиталиста.  Этот закономерный процесс, уничтожая свободную конкуренцию, привел в начале ХХ века к созданию могучих монополистических союзов капиталистов.  В этот период капитализм достиг своей высшей ступени развития — став монополистическим капитализмом или империализмом. В своей блестящей работе   «Империализм, как высшая стадия капитализма» В. Ленин выделил основные экономические признаки империализма, которые не потеряли своего значения и теперь:

  1. Империализм – это монополистический капитализм;
  2. Происходит слияние банковского капитала с промышленным, что приводит к созданию финансового капитала (олигархии);
  3. Вывоз капитала (так называемые инвестиции), а не товара приобретает первостепенное значение;
  4. Заканчивается территориальный раздел мира между крупнейшими государствами;
  5. Создаются международные союзы капиталистов (по нынешней терминологии транснациональные корпорации) осуществляющие экономический раздел мира.

На сегодняшний день можно еще уточнить, что в современных условиях на смену территориальному разделу мира пришел экономический передел мира не только союзами капиталистов, но и империалистическими государствами – в первую очередь США, причем с применением военной силы.

По этим причинам неизбежно возникают империалистические войны.  Происходят открытые вмешательства в дела суверенных государств под видом насаждения демократии империалистическими державами. Все это делается, чтобы заполучить рынки сбыта, сферы приложения капитала, сырьё (прежде всего углеводородов) и дешёвую рабочую силу, т.е. ведется борьба за мировое господство и удушение малых и слабых государств. Именно такими империалистическими войнами были Первая и Вторая мировая война.  Это мы видели на недавних примерах вооружённого вмешательства  в  государства Югославию, Ирак, Ливию, Сирию, недавних событий на Украине.

При монополистическом капитализме создается все большее противоречие между общественным характером производства и частнособственническим присвоением. И  непонятно, как до сих пор при таком развитом общественном характере производства, то есть,  когда один работает почти на всех и все работают на одного, остаётся частнособственническое присвоение небольшой горсткой капиталистов  продуктов труда миллиардов людей.

Переход из одной в другую общественно-экономическую формацию   или замена одних производственных отношений другими есть объективный, закономерный, противоречивый, естественно-исторический  процесс. Этот процесс  не зависит от воли всевышнего или выдающейся личности, группы лиц, партий или даже классов. Переход в новую формацию происходит из-за противоречий между  прогрессивными производительными силами и отсталыми производственными отношениями.  В процессе своего развития эти противоречия все больше и больше обостряются и, достигнув своего апогея, могут быть разрешены только революцией —   скачком  в новую систему. Эволюция и революция — необходимые фазы любого развития — и в природе (неживой и живой), и в обществе.

Историческое развитие включает в себе как прогрессивный, так и регрессивный моменты. События могут идти как в направлении, совпадающим с направлением развития,  так и быть противоположным ему. Поэтому часто в истории, чтобы победить, чему-то новому проходится пробивать путь через трудности революции, возможные временные неуспехи её или волны контрреволюции.  Но, тем не менее, более развитое новое рано или поздно всегда побеждает и переход к новой более развитой общественно-экономической формации, к новым производственным отношениям неизбежен.

В период наивысшего развития мирового капитализма, когда свободная конкуренция сменяется государственно-монополистическим капитализмом, банки и союзы капиталистов подготавливают аппарат для общественного регулирования процесса производства и распределения продуктов (т.е. готовят инфраструктуру). Все это создает условия для социалистической революции, переходу к новому, более прогрессивному коммунистическому способу производства.[7]

Коммунизм (от лат. commūnis «общий»)  означает общественную собственность на средства производства.  Частная собственность на средства производства и обращения  (деньги) заменяется общественной и вводится планомерная организация общественно-производительного процесса для обеспечения полного благосостояния и свободного всестороннего развития всех членов общества. Это и есть главная цель коммунизма.  Социальная революция пролетариата уничтожает деление общества на антагонистические классы и тем освобождает все угнетенное человечество, так как положит конец всем видам эксплуатации одной части общества другою. Но это еще только переход к  самой первой, неразвитой фазе коммунизма — социализму.[8]

В «Критике Готской программы» Маркс объясняет, что социализм – это такой коммунизм, который только выходит из старого строя и во всех отношениях: в экономическом, нравственном и умственном несет отпечаток того строя, из которого он вышел. Полный коммунизм наступит только тогда, когда исчезнет полностью социальное неравенство, исчезнут различия между городом и деревней, между людьми умственного и людьми физического труда, между управляемыми и управляющими.  Это очень длительный и сложный процесс. Но решается он, во-первых, посредством сокращения рабочего и увеличения свободного времени улучшения условий труда, прежде всего непосредственных производителей. Во-вторых, посредством таких изменений, которые ведут к тому, чтобы работник не был прикован всю жизнь к одному виду деятельности, был способен исполнять другие виды работ, развивать другие свои способности. Ликвидация деления на управляемых и управляющих возможна только путем всеобщего участия трудящихся в управлении, привлечения, как говорил В. Ленин: «к управлению государством поголовно всех трудящихся».[9]

Более ста лет назад в Программе коммунистической партии большевиков ставилась задача: «в дальнейшем, при общем росте производительности труда, максимальный 6-часовой рабочий день без уменьшения вознаграждения за труд и при обязательстве трудящихся сверх того уделить два часа, без особого вознаграждения, теории ремесла и производства, практическому обучению технике государственного управления и военному искусству».[10] Шестичасовой рабочий день не является конечной точкой, в дальнейшем при увеличении производительности труда  он будет сокращаться и дальше.  Главное богатство общества, как писали классики, это  свободное время. Маркс и Энгельс считали, что свободное время – это время для свободного развития. В коммунистическом обществе свободное время будет постоянно  расширяться и справедливо  распределяться. И как только свободное время в количественном отношении превысит рабочее время,  определяющим для человека будет не то, что он делает в свое рабочее время, а то, что он делает в свое свободное время. Это и будет означать полное уничтожение классов, т.е. разделения людей на группы в зависимости от положения в производстве.

Восьмичасовой рабочий день был введен для трудящихся более ста лет назад, за это время производительность труда возросла во много раз, а мы все еще находимся на уровне начала ХХ века! Сокращение рабочего времени – с этого требования зарождались рабочие движения. Это требование, наряду с требованием о  повышении реального содержания заработной платы и увеличения её до уровня стоимости рабочей силы как нельзя актуально и сегодня. Завоевание рабочими сокращения рабочего дня является важной ступенью для завоевания рабочими своего государства.

Важно знать, что любое государство есть диктатура правящего класса. Диктатура — это власть, не ограниченная никакими законами. Поскольку правящий класс сам устанавливает законы, то и получается, что государство – это диктатура правящего класса. Все государственные учреждения и институты направлены на удержание и осуществление государственной  власти правящего класса. Или как говорил В. Ленин в работе «Государство и революция», что государство – это организация для систематического насилия одного класса над другими.

Если  государство капиталистическое, то диктатуру в своих экономических интересах осуществляет класс капиталистов (буржуазии), если социалистическое, то её осуществляет в интересах трудящихся  пролетариат (рабочий класс).  Поэтому для перехода к более высоким производственным отношениям необходимое условие  составляет диктатура пролетариата, т.е. завоевание и осуществление пролетариатом такой политической власти, которая позволяет ему подавлять всякое сопротивление развитию социализма в полный коммунизм.

На XXII съезде КПСС в 1961 г. под предлогом перехода к так называемому общенародному государству был осуществлен отказ от диктатуры пролетариата. Его  осуществили ревизионисты во главе с Хрущевым. Переход к общенародному государству   означал, что большая группа лиц стала управлять общественными средствами производства уже не в общественных интересах, а в интересах этой группы лиц (от имени народа и якобы в интересах народа).

События в Новочеркасске в 1962 г. — расстрел мирной забастовки рабочих,  подтвердили, что  государство в СССР перестало быть государством рабочего класса. Произошла контрреволюция, которая окончательно оформилась  лишь в 1991 г. после юридического перевода в частную собственность государственных средств производства. Был совершён переход обратно в капитализм.

Организационной формой диктатуры буржуазии является парламентская демократия, которая только провозглашает всенародность, равенство прав и свобод для всех. По этому поводу метко сказал Н. Чернышевский, что каждый может есть на золотом блюде, если оно у него есть.   Организационная форма диктатуры пролетариата — это Советы. Советы, пишет В. Ленин  — непосредственная организация самих трудящихся и эксплуатируемых масс, облегчающая  им возможность самим устраивать государство и управлять. Соединение законодательной и исполнительной власти при советской организации государства служит целью сблизить массы трудящихся с аппаратом управления.  Советы, как территориальные органы, формируются забасткомами или рабочими комитетами трудовых коллективов крупных предприятий. Обеспечивая для трудящихся масс несравнимо большую возможность, чем при буржуазной демократии и парламентаризме, производить выборы и отзыв депутатов наиболее лёгким и простым для рабочих способом.[11]

Если аппарат управления остаётся без контроля рабочих, то он  неизбежно перерождается  из средства управления в интересах трудящихся в свою противоположность. Что мы и видели на примере печальных и трагических событий в СССР. Во многом этому способствовало принятие новой конституции в 1936 г. Произошла отмена избрания во власть рабочих и крестьян на производстве и от производственных единиц. Произошел переход выборов на территориальные округа, как при формировании буржуазных парламентов. А это не давало возможности рабочим заводов и работникам колхозов контролировать уполномоченных (депутатов), и, в случае надобности, отзывать их и заменять другими, более деловыми и честными представителями.
Произошло изменение формы, соответствующей сути Советов. Будучи лишенной своей формы – организационной формы диктатуры пролетариата, эта диктатура пролетариата медленно разлагалась вплоть до своего упразднения на XXII съезде КПСС в 1961 г.
            В завершение хотелось бы еще раз напомнить и подытожить. На сегодняшний день более 1,5 млрд. человек живет в социалистических странах, т.е. в странах, в которых осуществляется диктатура пролетариата. Это Китай, Вьетнам, Лаос, Куба. Эти государства находятся в переходном периоде от капитализма к коммунизму. В них еще происходит борьба между капиталистическим и коммунистическим хозяйственными укладами. И только одно государство — Северная Корея  вступило в первую фазу коммунизма — социализм. В этой стране победил коммунистический уклад, который  непосредственно направлен на реализацию коренных интересов рабочего класса.

Страны, находящиеся на пути социализма,  по темпами роста экономики в четыре раза превышают темпы роста в империалистических странах,  в них отсутствуют  кризисы, без которых не обходятся экономики  капиталистических стран.

Очень отчетлива видна разница в развитии  на примере Китая, Белоруссии и России при сравнении ВВП в постоянных ценах национальной валюты. С 1991 г. по 2015 г.  ВВП России увеличился только на 22%, в Белоруссии на 94%, тогда как ВВП Китая увеличился на 883%.[12] Причины быстрого роста экономики в социалистических странах связаны с сохранением и развитием государственного управления экономикой, в сердцевине которого — планирование развития народного хозяйства. В России же отсутствует не только долгосрочное, но и даже пятилетнее программирование, не говоря уже о планировании.

Переход из отсталых производственных отношений в более прогрессивные новые, из капитализма в коммунизм, из частнособственнического характера производства в общественный, есть объективный, закономерный, противоречивый, естественно-исторический процесс, который не зависит от воли не только отдельных групп и партий, но и отдельных классов. Тем не менее, ускорить или сделать более лёгким переход в новую формацию способен только организованный рабочий класс, а высшей формой его организации, его авангардом, является политическая партия рабочего класса. Наличие партии может говорить о степени зрелости или незрелости рабочего класса. Именно зрелая рабочая партия может вести основную массу рабочих за собой. Только развитая рабочая партия может помочь рабочему классу из “класса в себе” стать “классом для себя”, т.е. способным организоваться и стать подлинным субъектом исторического процесса.


[1] Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 42 , с. 235

[2] Маркс К. Капитал, т.1 , с.151.

[3] Маркс К. Капитал, т.1 , с.187.

[4] Маркс К. Капитал, т.1 , с.182-183.

[5] Маркс К. Капитал, т.1 , с.184.

[6] Ленин В.И. Избранные сочинения, т.8 , с.397.

[7] Ленин В.И. Избранные сочинения, т.8 , с.399.

[8] Ленин В.И. Избранные сочинения, т.8 , с.398.

[9] Ленин В.И. Полн. собр. соч., т.36, с.53.

[10] Ленин В.И. Полн. собр. соч., т.38, с.445.

[11] Ленин В.И. Избранные сочинения, т.8 , с.403.

[12] data.trendeconomy.ru   (дата обращения: 11.12.2017)

Вам может также понравиться...

Закрепите на Pinterest