Сегодня я считаю себя обязанным сказать пару слов о Владимире Ильиче, хотя его собственное отношение к подобному почтению он отлично выразил цитатой из эпиграфа в книге Каутского: «Мы хотим, чтобы нас поменьше почитали, да побольше читали» (перевод с немецкого).
Владимир Ильич Ленин (Ульянов) известен в первую очередь как символ Великой Октябрьской социалистической революции и Советской власти. Его вклад в дело революции и политической организации рабочего класса трудно переоценить. Поистине энциклопедические знания (по свидетельствам преподавателей и одноклассников Володи Ульянова по гимназии, он был «ходячей энциклопедией», «пользовался большим уважением и деловым авторитетом»), умение оценить объективные условия и построить на их основании тактику действия социал-демократов (так в то время называли себя революционеры, объединённые в РСДРП — Российскую Социал-Демократическую Рабочую Партию) позволили рабочему классу взять политическую власть, отстоять её в Гражданской войне с силами старых классов и их союзников: на территорию бывшей Российской империи вторглись интервенты из 14 стран, в том числе Греции, Италии, Франции, Японии, Польши, США, Великобритании, Канады, Австралии, — и построить своё государство (30 декабря 1922 года был образован СССР как союз РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР).
Но в юном возрасте Володя Ульянов, по свидетельствам окружающих, «не выказывал никакого интереса к общественной жизни». Так продолжалось вплоть до 1887 года, когда старший брат Володи Ульянова, Александр, был арестован после неудачного покушения с целью убийства императора Александра III. Участники покушения были в том же году казнены. По воспоминаниям жены Владимира Ильича, Надежды Константиновны Крупской:
«Все знакомые отшатнулись от семьи Ульяновых, перестал бывать даже старичок-учитель, приходивший раньше постоянно играть по вечерам в шахматы. Тогда ещё не было железной дороги из Симбирска, матери Владимира Ильича надо было ехать на лошадях до Сызрани, чтобы добраться до Питера, где сидел сын. Владимира Ильича послали искать попутчика — никто не захотел ехать с матерью арестованного. Эта всеобщая «трусость» произвела, по словам Владимира Ильича, на него тогда очень сильное впечатление.»
В ближайшее время всё резко меняется, и Владимира Ульянова, студента Казанского университета, отчисляют и высылают из Казани с запретом восстановления за участие в студенческих беспорядках. В тот момент он штудирует современную ему экономическую и политическую литературу. Забегая вперёд, Владимир Ильич всё же окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета экстерном, после чего какое-то время работал в суде помощником присяжного поверенного. В то же время он изучает работы Плеханова и сочинения Маркса и Энгельса, и уже к 1894 году Владимир Ильич уже стал, в целом, тем, кем мы его знаем сегодня. Впереди трудная борьба с народниками, «легальными» марксистами, экономистами, отзовистами и ликвидаторами, троцкистами, меньшевиками, горький опыт разгрома революции 1905 года, эмиграция, борьба в философии с течением махизма и новейшего (на тот период) позитивизма (по сути — субъективного идеализма), борьба с буржуазным временным правительством, борьба с белым движением и интервенцией и, как венец, борьба с «детской болезнью левизны» и снова с троцкизмом в деле строительства социализма, которое позже подхватил Сталин. В этой борьбе Ленину удалось доказать на практике истинность и своих идей, и идей предшественников, на которые он опирался, а также развить марксизм до такой степени, что теперь его называют не иначе, как марксизм-ленинизм (и большевизм, как его продолжение).
В заключение я хотел бы перечислить несколько достижений, которые до сих пор влияют на всех нас и которые были получены при прямом участии Владимира Ильича (разумеется, не его одного, но его вклад был крайне велик):
— восьмичасовой рабочий день. Предыдущий «фабричный» закон 1897 года — ограничивал продолжительность рабочего дня 11,5 часами для мужчин, а в случае работы в ночное время, а также в субботу и перед праздниками — 10 часами. Для женщин и детей было установлено ограничение рабочего дня в 10 часов (Россия, которую мы потеряли). Закон также запрещал работы в воскресенье и устанавливал 14 обязательных праздников (в 1900 году к ним было добавлено ещё 3 дня). По «взаимному соглашению» рабочие могли работать в воскресный день взамен будничного. Вместе с тем сверх установленного этим законом рабочего времени можно было вводить ещё и сверхурочные работы по особому договору. Ну, вы поняли.
Кстати, за 100 с лишним лет производительность труда выросла настолько, что сегодня рабочий день можно разом сократить до 4х часов без снижения заработной платы, и это не ударит по экономике (разумеется, для этого нужен государственный экономический план). В настоящее время призывают к борьбе за сокращение рабочего дня до 6 часов с сохранением заработной платы и лозунг «За шестичасовой рабочий день!» продвигают Рабочая Партия России (РПР) и Фонд Рабочей Академии (ФРА).
Ещё одно любопытное замечание: в 2019 году этот декрет, как и многие другие советские законы, был отменён Дмитрием Анатольевичем Медведевым под предлогом того, что они мешают развитию страны. Так что вместо восьмичасового дня у нас теперь «гибкая» сорокачасовая рабочая неделя. Это тема отдельного разговора, но остановимся отдельно на мотивации отмены: если под развитием страны подразумевать увеличение личных накоплений владельцев крупных предприятий, то, пожалуй, и не докопаешься. А если повышение уровня благосостояния и сознательности граждан, то возникают сомнения и даже подозрения. А что для вас является развитием страны?
— уничтожение сословий и гражданских чинов, юридическое равенство и институт гражданства. Вы только представьте, что к начальнику на работе вам нужно было бы обращаться, скажем, «ваше превосходительство», а к сотруднику МВД при проверке документов, например, «ваше благородие», помнить все эти названия, знать права и обязанности своего и других сословий и прочая, и прочая. Это бесконечное унижение, на мой взгляд.
— отделение церкви от государства и школы. Сейчас в школы вернули основы религии, на мой взгляд, это шаг назад. Слава богу, что я учился в школе, где в первую очередь опирались на научное мировоззрение.
Можно много перечислять, но лучше вернуться к началу этой заметки и вспомнить, что лучше самому почитать труды Ленина, чем читать пересказы других людей.
Григорий Кузьмин, РПР