А. Кузьмин,
член Рабочей партии России
Левые идеи становятся все популярнее в России и в мире. В России настроения сегодняшнего общества, хлебнувшего капитализма, начинают заметно леветь. С ростом приверженцев коммунистической идеи растет и число извращений этой идеи. Извращения встречаются как в виде упрощения, так и в виде туманных наукообразных рассуждений, оказывающихся на поверку ахинеей.
Удивительно, что люди, которые называют себя коммунистами, не понимают или не хотят понять, или не знают, что марксизм‑ленинизм давным‑давно развит в науку (научный социализм) Марксом, Энгельсом, Лениным и их последователями. Давным‑давно выработаны и развиты понятия, ставшие научными, признанными во всем мире не только сторонниками коммунистических идей.
Одним из таких понятий является понятие пролетариата.
На вопрос «Что такое пролетариат?» в 1847 году Ф. Энгельс в работе «Принципы коммунизма» отвечал так.
Пролетариатом называется тот общественный класс, который добывает средства к жизни исключительно путем продажи своего труда, а не живет за счет прибыли с какого-нибудь капитала, – класс, счастье и горе, жизнь и смерть, все существование которого зависит от спроса на труд, т.е. от смены хорошего и плохого состояния дел, от колебаний ничем не сдерживаемой конкуренции. Одним словом, пролетариат, или класс пролетариев, есть трудящийся класс XIX века [1].
Этим первым понятием пролетариата часто пользуются упрощенцы самых разных видов. Вот, видите ли, сказал Энгельс. А вы с Энгельсом спорить будете? Такая формально-логическая постановка вопроса закрывает глаза на развитие понятия. Развитие – это движение низшего к высшему, простого к сложному. Понятие Энгельса 50-х годов 19 века верно для того времени, но оно было развито Лениным теоретически и подтверждено практически, что и доказало его истинность.
В дальнейшем и Маркс, и Энгельс пролетариатом называли класс, не имеющий в собственности средств производства и зарабатывающий продажей рабочей силы, которая есть совокупность физических и духовных потенций, которые всякий раз пускаются в ход при производстве материальных благ. Способность же создавать услуги и духовные блага рабочей силой не называется и не является.
Таким образом, мы видим, что причисление к пролетариату создателей услуг и духовных благ размывает содержание понятия и уводит в сторону от объективной картины.
Говоря о классе, нужно понимать, что это такое. Для этого воспользуемся наиболее точным и выверенным определением В.И. Ленина.
Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства [2].
Из этого определения мы видим, что класс – понятие сугубо экономическое, что разделение больших групп людей происходит по экономическим признакам. Классы буржуазии и пролетариата в буржуазном обществе противоположны друг другу, но не могут существовать друг без друга (находятся в единстве), их взаимодействие – в постоянной борьбе, а борьба классов по поводу завоевания и удержания государственной власти и есть политика. Такова диалектика классового общества.
Вернемся к пролетариату.
Ленин указывал, что
только определенный класс, именно городские и вообще фабрично-заводские, промышленные рабочие, в состоянии руководить всей массой трудящихся и эксплуатируемых в борьбе за свержение ига капитала, в ходе самого свержения, в борьбе за удержание и укрепление победы, в деле созидания нового, социалистического, общественного строя, во всей борьбе за полное уничтожение классов [3].
Здесь нужно отметить не только точное и до сих пор актуальное определение пролетариата, но и то, что в момент написания работы «Великий почин», откуда приведена цитата, диктатура рабочего класса уже осуществлялась на практике и практикой же подтверждалась.
Давайте задумаемся, почему именно «городские и вообще фабрично-заводские, промышленные рабочие» входят в более точное понятие пролетариата?
Эксплуатации подвергаются все наемные работники, однако долю общественного богатства они получают разную. Например, если коснуться различия наемных работников производительного и непроизводительного труда, то при постоянно действующей общемировой тенденции высвобождения рабочего времени положение первых гораздо хуже, следовательно, заинтересованность в перераспределении высвобождаемого времени и доли общественного богатства должна быть выше. А ведь именно время есть главный и невосполнимый ресурс человека, так как от того, сколько часов в день человек работает, зависит не только то, сколько он произведет продукта, а и то, сколько времени у него останется для восстановления затраченных сил, для общения с семьей и друзьями, для собственного развития.
Одна большая группа людей «именно городские и вообще фабрично-заводские, промышленные рабочие», производя все основные материальные блага для общества, т.к. практически все, чем мы пользуемся, произведено промышленным способом, находится в самом невыгодном положении, получает за свой труд с каждым годом все меньшую долю общественного продукта. Эта самая группа заинтересована не только в улучшении условий труда, в более справедливом распределении общественных благ, львиную долю которых они же и создают, но и, как следствие, в развитии самого производства. Рабочий класс – единственный класс, который кровно заинтересован в развитии крупного промышленного производства, которое является основой для новой, более прогрессивной, общественно-экономической формации – коммунизма.
Это вовсе не означает, что представители других классов и слоев являются врагами рабочего класса, среди них есть прогрессивно настроенные граждане, понимающие роль пролетариата и много делающие для организации рабочего движения. Бывает и наоборот, когда рабочие не осознают себя как представителей своего класса и становятся на сторону класса противоположного.
Таким образом, выходит, что глубоко ошибаются те товарищи, которые пытаются вульгаризировать понятие пролетариата, включая в него людей, занимающихся умственным трудом, непроизводительным трудом, лишенных собственности на средства производства. Из размывания, растаскивания, искажения научных понятий вытекает и сумбур в левом движении, который мы сейчас наблюдаем. Одни товарищи образуют некий межклассовый блок и декларируют борьбу за интересы рабочего класса, т.е. только одного из классов, представленных в этом блоке. Другие, откопав пропахшие плесенью книжки Троцкого, несут чушь о всемирной революции, забивая трудящимся головы легкоусваиваемой чушью. Третьи называют Россию империалистической державой и упорно ищут в ней фашизм и т.д. и т.п.
Научность социализма, давно сложившегося в систему знаний, в основе которой лежат известные три источника [4], подтверждается тем, что его применение на практике позволило не только совершить социалистическую революцию, выстоять под напором реакции, но и построить первое в мире государство диктатуры пролетариата. Отход от основных научных принципов коммунизма привел к разрушению, уничтожению этого государства, привел к контрреволюции. Вернуть завоеванные ранее и ныне потерянные позиции рабочий класс может только своими совместными действиями, направленными на реализацию и защиту своих насущных и коренных интересов. Для этого недостаточно одних протестных действий, на которых паразитируют «профессиональные патриоты». Для этого необходимо как развитие самого рабочего движения, так и внесение в него научного социализма.
[1] К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т.4, стр. 322-339.
[2] В.И. Ленин, Полн. собр. соч., т.39, с.15.
[3] Там же. с.14.
[4] «Три источника и три составные части марксизма» — Там же, т.23, с.42-48.