ПОЧЕМУ «ЛЕВАЯ» ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ ОБИЖЕНА НА КЛАССИКОВ МАРКСИЗМА

Прежде чем говорить об интеллигенции, необходимо прояснить предмет разговора, что представляет собой данная часть общества, чем она отличается от рабочего класса. Принято различать труд умственный и труд физический. Однако, если кто трудился, тот заметил, что буквально любой труд состоит из разных составляющих: умственная, физическая, творческая. Даже дворник, подметая двор, составляет в голове план работы (с края начать или с середины, взять жесткую метлу или помягче и т.д.), может подойти к работе творчески (замести мусор под лавку), а работа представителей некоторых интеллигентных профессий сопряжена со значительными физическими затратами, например, скульптора, артиста балета или цирка. Основная часть интеллигенции, как и рабочие, является наемными работниками, которых часто не меньше, чем рабочих эксплуатируют. Различие между рабочими и интеллигенцией заключается в непосредственном результате их труда. Результатом труда рабочего непосредственно являются материальные вещи, предметы, сооружения, добыча, строительство, переработка, производство изделий и средств производства, их перемещение, подготовка к реализации и выдача покупателю, ремонт и т.д. Основным результатом труда интеллигенции является мысль, идея, информация, ее переработка, доведение до потребителя и т.п. Но главное отличие интеллигенции от рабочих в буржуазном обществе это то, что интеллигенция сама не создает стоимостей, реальных продуктов труда, которые создаются рабочим классом, и отчасти, мелкой буржуазией, причем, капиталист отдает рабочему только небольшую часть созданной рабочим стоимости, а большую присваивает. За счет отнятия прибавочной стоимости, создаваемой рабочими, буржуазия нанимает и саму интеллигенцию для осуществления эксплуатации рабочих, в качестве управленцев, для идеологической обработки населения и выполнения других функций буржуазной власти. Понятно, почему верхушка интеллигенции, в своем большинстве, всегда поддерживает буржуазию и буржуазную власть. Ведь, признавая ее важную роль в осуществлении функций буржуазной диктатуры, в формировании нужного сознания в народных массах, буржуазия выделяет верхушке интеллигенции значительную долю прибавочной стоимости, обеспечивая ей буржуазные доходы и буржуазный уровень жизни, что, естественно, не входит в цели пролетарского, социалистического государства и не обеспечивается для верхушки интеллигенции. Мы видим, что элита интеллигенции, по получаемой ею доли прибавочной стоимости, часто сама имеющая капиталы и частную собственность, уже не является интеллигенцией в полном смысле слова, она уже перешла в класс буржуазии, однозначно стоит на позициях буржуазии и, естественно, является ярой сторонницей и защитницей капиталистического строя. Кстати, буржуазный класс на постсоветском пространстве почти целиком вырос из управленческой и научно-технической советской интеллигенции.

Ну, это верхушка, а подавляющая часть интеллигенции является все же наемными работниками, которые подвергаются эксплуатации со стороны буржуазии и часто по уровню доходов даже уступают наиболее квалифицированным представителям рабочего класса. Поэтому интеллигенции свойственна определенная левизна политических взглядов, часто встречается сочувствие социалистической идее. Однако промежуточное положение между основными экономическими классами буржуазного общества, между рабочими и буржуазией, индивидуальный характер труда, профессиональная, идейная и финансовая связь с буржуазной верхушкой интеллигенции, постоянная надежда выбиться, как они, в буржуазную элиту, т.е. мелкобуржуазное сознание, роднит интеллигенцию с мелкой буржуазией, определяет шатания и двойственность их общественно-политических позиций. Основным мотивом взглядов левой интеллигенции является неудовлетворенность своим местом в обществе, как в материальном, так и в моральном плане, по уровню удовлетворения своих общественных амбиций. Часть интеллигенции, отчаявшись выбиться в верхний эшелон интеллигенции и стать по уровню доходов и положению в один ряд с правящим буржуазным классом, готова критиковать власть и элиту с левых позиций, тем более они склонны замечать, что те, которые в элите, по всем статьям уступают им, единственным в своем роде гениям, и по интеллекту, и в профессиональном плане, и по другим человеческим качествам. Эта их неудовлетворенность своим положением, возмущение крайней несправедливостью по отношению к ним, часто толкает их на путь активного противостояния власти (куда они мечтали, но не смогли попасть), в том числе приводит их в левые, социалистические организации, где они могут порой занять довольно высокое положение, частично удовлетворяющее их амбиции. При этом, их меньше всего возмущает несправедливость к угнетенным людям, борьба для них лишь средство занять высокое положение хотя бы в части общества. Ярким примером такого интеллигента был Лев Троцкий. Большинство такого рода интеллигенции, пришедшие в социалистическое движение, в глубине души продолжают сохранять свои иногда тайные мечты о буржуазной жизни, преклоняются перед достижениями буржуазии, несколько брезгуют низшими классами, путь к социализму видят в сотрудничестве с буржуазией, через постепенную социализацию капитализма, в их основе лежит мелкобуржуазная идеология. В России к ним относились меньшевики, которым в Европе соответствуют социал-демократы. Именно на такие позиции перешла с середины 50-х годов КПСС, на них же стоит ее наследница КПРФ. КПРФ – это современные меньшевики. Если бы буржуазная власть вовремя включила таких людей в свои ряды, не стали бы они пламенными революционерами.

Знакомство интеллигенции с марксизмом, с трудами классиков марксизма, с потрясающим по научной обоснованности и логике марксистским философским учением, которое единственное доказательно способно объяснить явления общественного развития, не могло не привлечь к себе думающих людей и принять в основе это учение, а многих принять участие в марксистских кружках и организациях. Однако есть в марксизме одно положение, которое интеллигенция воспринимает с большим трудом и даже с внутренним возмущением и обидой на классиков, это учение о руководящей роли рабочего класса. В эсеровском и всех других социализмах интеллигенция оставляла только за собой руководство «темными» массами трудящихся, которых они убедят или заставят строить «свое» светлое будущее. Как могли Маркс и Энгельс так несправедливо отнестись к интеллигенции, носителям знаний и культуры, предпочесть им, таким умным и культурным, этот грубый, темный народ с грязью под ногтями? Как они могут руководить? Тем более, если взять рабочего, оторвать его от работы по своей профессии и поставить на руководящий пост, он по существу, перестает быть рабочим, и становится управленческой интеллигенцией, часто бюрократом похлеще слюнявых интеллигентов. Вроде, после смерти создателей марксизма, европейская левая интеллигенция подправила немного ошибки классиков, взяла процесс в свои руки, подкорректировала марксизм, но тут явился бойкий выскочка Ленин, который вновь на вершину благородной борьбы за свободу и справедливость поставил рабочих, а интеллигенцию, к которой, кстати, принадлежал и сам, костерил и оскорблял самыми последними словами, выставляя напоказ их интимные недостатки в политической борьбе, восстановил заложенную Марксом «несправедливость» к интеллигенции в коммунистическом движении.

Самое интересное, что и современная левая интеллигенция сохраняет эту обиду на классиков марксизма и так же, как более ста лет назад, тужится «творчески» подойти к марксизму, с «современных» позиций, которые являются старым, замшелым оппортунизмом и ревизионизмом, с которыми боролись еще классики марксизма. Одни считают, что именно ставка на неотесанных работяг и привела к гибели советский социализм. Другие, не решаясь грубо опровергать классиков, придумали, как интеллигенцию саму втиснуть в ряды пролетариата, придумали замечательный термин «пролетарии умственного труда». Михаил Делягин как-то, выступая перед слушатели на своем сайте, заявил, что большевики, в целом, задумали хорошее дело, только вот не на тех поставили, «надо было ставить не на работяг, а на ИТР», т.е. на управленческую интеллигенцию. Только вот какой казус уже был в истории, именно управленческая, партийно-хозяйственная интеллигенция уже брала власть в свои руки после смерти Сталина и отменила «устаревшую» диктатуру пролетариата, заменив ее «общенародной» властью. Однако Великий Ленин не зря много раз указывал, что любая «общенародная власть» приводит к диктатуре буржуазии, что закономерно, чисто по марксизму и произошло в СССР. Ну, не может без Диктатуры рабочего класса получиться ни социализм, ни полный коммунизм. К сожалению, у значительного числа левой интеллигенции пока не хватает воли и интеллекта, чтобы признать простую мысль: Без Диктатуры рабочего класса всегда получается капитализм.

Интеллигенция вместе с мелкой буржуазией занимают промежуточное положение между двумя противостоящими экономическими классами буржуазного общества, то, что сегодня называют «средним классом». Судьба этого среднего класса – подняться либо в класс буржуазии для ничтожного их числа, либо опуститься до положения пролетариев для большинства всех остальных. Но господствующее в их головах мелкобуржуазное сознание и интерес, как наркотик, тешит их иллюзиями своего буржуазного будущего. То есть основная часть интеллигенции, как и мелкой буржуазии, при первой же возможности готова отбросить все левые идеи о равенстве и социализме, чтобы перейти в класс буржуазии. Именно это произошло с социализмом в СССР, когда власть сосредоточилась в руках чиновной интеллигенции и была отвергнута Диктатура рабочего класса. Рабочему с буржуазным сознанием надо сначала подняться до мелкого буржуа, исполнить мечту «работать на себя, а не на дядю», либо получить образование и перейти на интеллигентную работу, стать интеллигентом. Поэтому у рабочего более стойкий интерес в равенстве и социализме, вплоть до уничтожения классовых различий.

Из живой практики жизни известно, что сознание, привычки, жизненный уклад имеют очень большую инерцию и сменяются с большим опозданием, к уже изменившимся условиям жизни и даже общественного строя. Так, остатки патриархального уклада до сих пор сильны у некоторых горских и северных народов. То же самое наблюдается и у интеллигенции. Они все еще в плену представлений столетней давности, когда в силу малого количества и дефицитности образованных людей интеллигенция занимала привилегированное положение по сравнению с рабочими и крестьянами. Сегодня, при значительном увеличении численности интеллигенции, когда образованием уже никого не удивишь, основная часть интеллигенции подвергается капиталистической эксплуатации наравне с рабочими, часто имеет доходы даже меньше рабочих, но пытается делать вид, что она выше и старается несколько дистанцироваться от рабочих, занять особое, более высокое положение. Она недовольна своим положением, громко возмущается действиями буржуазной власти, очень часто участвует в протестных акциях, в поддержку то одной, то другой группы буржуазии, рвущейся к власти. Только вот кто бы из буржуазии к власти ни пришел, положение трудящихся, и интеллигенции в том числе, лучше не становится. К тому же у интеллигенции и мелкой буржуазии нет действенных рычагов воздействия на буржуазию и ее диктатуру, кроме как покричать на митингах, с чем буржуазное государство легко справляется с помощью полиции, а если понадобится, то и армии. Пора бы интеллигенции уже включить мозги, чтобы понять, что коренные интересы всех людей, кто честно трудится, в главном совпадают с коренными интересами рабочего класса, только сплоченное участие рабочих и трудовой интеллигенции в борьбе за интересы рабочего класса, выражающего интересы всех трудящихся, может заставить буржуазию пойти на вынужденное ослабление эксплуатации, что только рабочий класс имеет соответствующий ресурс и в силах свергнуть власть эксплуататоров, возглавить борьбу за создание мира свободного труда. Только если трудовая интеллигенция встанет на позицию интересов рабочего класса, отдаст свои знания на повышение сознания и организацию рабочего класса, только сплочение всех прогрессивных сил общества вокруг рабочего класса способно сломить сопротивление буржуазии, установить власть рабочих, а коммунистические интересы рабочего класса вытянут за собой интересы и всех трудящихся, включая интеллигенцию, к обретению подлинного равенства и свободы, к постоянному росту своего благосостояния и развития, избавления от постоянного беспокойства о завтрашнем дне, чтобы спокойно заняться своим самым любимым и полезным делом в жизни.

В.С. Лендяев, пенсионер

Вам может также понравиться...

Закрепите на Pinterest