В Новороссии, благодаря известным событиям, создалась уникальная для новейшего времени ситуация, когда прежняя буржуазная государственная машина была сломана, а инициатива и активность трудящихся, при поддержке правительства РФ, не позволили утвердиться на этой территории реакционному марионеточному режиму, управляемому администрацией США. Исходя из интересов общественного развития, такая ситуация потенциально может быть началом переходного периода от капитализма к коммунизму в его первой фазе – социализму. Следовательно, проект Конституции Новороссии должен отражать соотношение и борьбу классов в этот политический переходный период, а государство этого периода, по словам К.Маркса, «не может быть ничем иным, как кроме как революционной диктатурой пролетариата».
О том, что предложенная Конституции Новороссии представляет собой Основной закон государства переходного периода, свидетельствует формулировка 1-ой статьи: «Новороссия — республика Советов трудящихся, ставящая целью уничтожение эксплуатации человека человеком …». Остальные пункты этой статьи (обеспечение полного благосостояния и свободного всестороннего развития всех членов общества, сокращение социального неравенства вплоть до полного уничтожения классов) не могут быть реализованы без достижения этой первой цели и относятся уже к периоду собственно коммунизма. Для достижения благородной цели уничтожения эксплуатации человека человеком необходимо решить три задачи: сосредоточение политической власти в руках трудящихся; подавление сопротивления эксплуататорского класса и его пособников; уничтожение экономической основы эксплуатации — частной собственности на средства производства.
Рассмотрим, как решаются эти задачи в проекте Конституции Новороссии Фонда Рабочей Академии.
Сосредоточение политической власти в руках трудящихся достигается путем Советской демократии – проведение выборов в территориальные органы власти на предприятиях, возможность отзыва депутатов сверху донизу решением того коллектива, в котором он был избран, единство законодательной и исполнительной власти, ограничение заработной платы освобожденным от основной работы членам исполнительных комитетов уровнем заработка высококвалифицированного рабочего в данном регионе. В то же время в статье 43 гарантируется всеобщее и равное избирательное право без каких-либо ограничительных цензов, что оставляет лазейки для проникновения во власть элементов эксплуататорского класса и их пособников. Для переходного периода эта норма права чересчур демократична. В структуре Советов присутствуют Советы крестьян — класса феодального общества, давно разложившегося на сельский пролетариат, малочисленную крупную сельскую буржуазию и мелких буржуа, которые на постсоветском пространстве составляют малочисленную группу. Очевидно, правильнее было бы говорить о Советах промышленных и сельскохозяйственных рабочих. В статье 56 Проекта говорится о Комитетах коллективов как составной части системы Советов. В то же время выборы в Комитет предприятия и в областной Совет никак не увязаны, в Совет выборы осуществляются напрямую, следовательно, Комитеты предприятий являются не органами государственной власти, а органами самоуправления на предприятии, но четко это не прописано. Но это замечание носит скорее технический, чем принципиальный характер. В целом, выборы в Советы по производственному принципу с большей долей вероятности обеспечат формирование системы государственной власти в интересах трудящихся, при условии активного участия в этом процессе партии рабочего класса.
Подавление сопротивления класса эксплуататоров. В статьях 39 и 43 содержится запрет на слова и действия, направленные на насильственное свержение советского государственного и общественного строя Новороссии, либо преследующих террористические цели. В то же время, мы знаем, что когда буржуазии не удается вернуть власть прямым вооруженным путем, она начинает действовать путем саботажа. В связи с этим в Конституцию переходного периода целесообразно было бы ввести меры, препятствующие саботажу, локауту и иным экономическим способам борьбы собственников предприятий против Советской власти.
Выполнение экономических преобразований, как всегда, составляет наиболее трудную задачу, и это нашло отражение в Проекте Конституции Новороссии. Вся вторая глава — «Экономическая основа Новороссии» – выглядит так, как будто и земля, и недра, и воды, другие природные ресурсы, основные средства производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, банки, и прочая, прочая, УЖЕ находятся в общественной собственности, как будто буржуазия преподнесла все эти богатства на блюдечке с голубой каемочкой. Нет, дорогие товарищи, именно здесь развернется наиболее упорная борьба за каждый клочок земли, за каждый метр нефтепровода, за каждый рубль в банке. Все эти богатства, которое без боя трудящиеся отдали новоявленной буржуазии, придется отвоевывать обратно. Поэтому в этой главе первая статья должна выглядеть следующим образом: «Земля Новороссии, ее недра, воды, растительный и животный мир в их естественном состоянии, основные средства производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, банки, имущество организованных государством торговых, коммунальных и иных предприятий, основной городской жилищный фонд, а также другое имущество, необходимое для осуществления общенародных государственных задач, в какой бы форме собственности они ни находились прежде, подлежат национализации». Только при этом условии экономическую основу Новороссии составит общественная собственность на средства производства в форме советской государственной собственности. Частная собственность трудовых коллективов, групп граждан и отдельных граждан допускается в виде исключения до окончания переходного периода. Согласие трудового коллектива как норма, препятствующая приватизации, при проведении национализации учитываться не должна. Национализация должна осуществляться в соответствии с решениями Советской власти, в интересах всего народного хозяйства. Одну и ту же норму права нельзя применять против приватизации и против национализации.
Так как предприятия на правах коллективной собственности практически полностью уничтожены развитием капитализма на постсоветском пространстве, а создание новых коллективных предприятий приведет лишь к усилению товарности, статья 12 может быть изъята без всякого ущерба. Государство должно поддерживать крупные государственные предприятия, а не артели кустарей и кооперативы на руинах производства.
Очень важной является статья 15: «Экономика Новороссии является самостоятельной составной частью народнохозяйственного комплекса, сформировавшегося на территории бывшего СССР». И здесь ключевое слово не самостоятельной, а составной. Только в составе крупного единого народнохозяйственного комплекса экономика Новороссии может выйти из под контроля системы международного разделения труда, где одним странам уготована роль сырьевых доноров, которые не в состоянии обеспечить себя необходимыми товарами, другим – мировых фабрик по производству всего и вся, третьим – рантье, экспортеров капитала, преодолеть характерную для капитализма цикличность кризисов. Т.е. социалистические преобразования, положенные в основу проекта Конституции Новороссии, для того, чтобы быть успешно реализованы, должны распространиться за пределы маленькой Новороссии — прообраза Новой России.
Таким образом, проект Конституции Новороссии, с одной стороны, отражает прогрессивную роль трудящихся в общественном развитии, с другой стороны, относительную слабость современного пролетариата и силу буржуазии. Для того, чтобы этот проект нашел горячий отклик среди коммунистов и трудящихся, необходимо придать ему более наступательный, боевой характер, чтобы явлена была сущность государства переходного периода — революционной диктатуры пролетариата.
Дегтерев Денис Борисович,
кандидат медицинских наук,
член идеологической комиссии ЦК Рабочей партии России