Мазур О.А.,
доктор экономических наук
С 2008 года валовый внутренний продукт России практически не вырос. Два периода падения объемов производства в 2008-2009 годах и 2014-2016 не компенсированы вялым оживлением. То есть экономика России более 10 лет находится в депрессии, а по-русски – в застое. Объяснения властей, что причиной кризиса и депрессии является мировой кризис и санкции, не находят своих оснований. Мировой кризис 2008 года давно преодолен, а санкции империалистических стран влияют на рост экономики России как отрицательно (ограничения иностранных инвестиций и доступа к технологиям), так и положительно (сокращение импорта стимулирует производство в России). Так в чем тогда причина депрессии?
Развитие экономики России сдерживается:
- Высокой ставкой кредита
- Ограничением денежной массы
- Повышением налогов
- Вывозом материальных ресурсов, денежных средств за рубеж в масштабах, лишающих экономику России ресурсов развития.
- Низким уровнем вложений средств в промышленность, особенно в машиностроение, станкостроение и электронику.
- Отсутствием регулирования использования амортизационных средств
- Низкой заработной платой рабочих
- Дефицитом рабочей силы
- Отсутствием долгосрочной программы развития России и плана государственного сектора экономики.
Следовательно, и действия по увеличению экономики России должны быть таковы, чтобы не только преодолеть названные сдерживающие факторы, а создать целостную систему управления экономикой России, основанную на реализации интересов страны.
Наиболее очевидный сдерживающий развитие экономики России фактор – высокая процентная ставка кредита, доходящая до 20 %. Для того, чтобы выплачивать такие проценты, рентабельность должна быть в 30 и более процентов, что в промышленности и сельском хозяйстве большая редкость. Более того, банковская система в России не является вполне банковской, так как не выполняет в целом основную функцию банков – мобилизация временно свободных денежных и направление их в экономику, в том числе на обновление и расширенное воспроизводство основного капитала. Банки в России в основном заняты другим: берут деньги у Центробанка (под 7 – 8 %) и у населения (6 – 7 %) отправляют их в потребительское кредитование и ипотеку под 12 – 20 %. А также присваивают деньги на валютных операциях, больших комиссионных за переводы денежных средств, получают доходы от вывода денежных средств за рубеж.
Системой стало мошенничество, проводимое рядом банков, которые за счет вкладчиков «кредитовали» подконтрольные им организации и не собирались требовать возврата кредитов. Самое существенное, что банки не кредитуют в сколь значимых размерах промышленность, сельское хозяйство, транспорт, то есть по сути они банками не являются. Центробанк России проводит политику завышенной процентной ставки, почти в 2 раза превышающей инфляцию, тогда как европейский центробанк давно практикует нулевую процентную ставку, а некоторые страны – даже отрицательную. Также Центробанк России и министерство финансов сокращает денежные ресурсы страны, выводя их в различные фонды, размещенные за рубежом за низкие проценты, и сдерживая эмиссию денежных средств.
Налоговая система России стоит особняком среди таковых в большинстве стран мира. Явно завышенный НДС увеличен еще на 2 процентных пункта, что усиливает обнищание населения и тормозит развитие производства. Это явно вредное решение в принципе, а при наличии огромных резервов у Центробанка и Минфина поднимать ставку НДС абсурдно, если только не считать, что целью подобных действий является сдерживание роста экономики России.
Непрогрессивный подоходный налог размером в 13% резко отличается от прогрессивных подоходных налогов в других странах, в которых малоимущие не платят этот налог, а имущие платят от 35 % до 60 % и более.
Пораженные монетаризмом руководители экономикой России игнорируют не только законы капитализма и империализма, раскрытые К. Марксом и В.И. Лениным, но и теорию Дж. М. Кейнса, на основе которой сформирована система государственного регулирования современного, государственно-монополистического капитализма. Согласно данной теории в период спада экономики и депрессии следует:
- налоги уменьшить с целью облегчить налоговую нагрузку на предприятия;
- ставку центробанка снижать с целью удешевления кредита;
- расходы бюджета увеличивать с целью введения дополнительных денежных средств в экономику, которые, в свою очередь, задействуют другие денежные средства и начнет работать эффект «мультипликации».
Правительство России в условиях уже 10-летного кризиса и депрессии поступает с «точностью до «наоборот». И результат вполне закономерен – экономика загоняется в еще большую депрессию. Следовательно, для того, чтобы экономика России нормально развивалась, необходимо:
- Ключевая ставка Центробанка должна быть не выше уровня инфляции, а для капитальных вложений в приоритетные отрасли, в том числе в станкостроение, машиностроение, электронику, должна быть равна 0.
- Должны быть снижены налоги на прибыль и НДС на вложения в основной капитал промышленности, сельского хозяйства и транспорта, а в приоритетные отрасли – до 0. Налог на доходы физических лиц должен стать прогрессивным – малоимущие не должны его платить, а имущие должны платить этот налог по прогрессивной шкале вплоть до ставки 65%. Налог на дорогое имущество, особенно на недвижимость, должен быть не менее 3% от его реальной оценки. Должны возрасти акцизы на товары, приносящие вред человеку и природе: алкоголь, сигареты, продукты, содержащие трансжиры, пальмовое масло, пластиковую упаковку и подобное.
Экономика нормально развивается, если происходит расширенное воспроизводство, источником которого является прибавочная стоимость. Значительная часть прибавочной стоимости капиталистами выводится за рубеж. За 25 лет из России вывели 2 триллиона долларов[1], что равно 8 бюджетам страны и хватило бы на 9 лет вложений в основной капитал, если принять за годовой объем инвестиций их размер в 2016 году[2]. То есть можно было бы с 2010 по 2018 год удвоить вложения в экономику, доведя их долю в ВВП до 40 %. Такой уровень позволил бы обеспечить прирост экономики в 8 и более процентов в год, то есть удвоить объемы производства меньше, чем за 10 лет.
Чтобы пресекать вывод средств из экономики России, надо не только препятствовать ему введением действенного финансового, таможенного контроля, необходимо создать условия для того, чтобы минимизировать источники средств, выводимых за рубеж. Этими источниками являются:
- Рента, получаемая капиталистами от добычи полезных ископаемых.
- Амортизационные отчисления, которые не использованы по назначению – то есть не вложены в обновление средств труда.
- Прибыль, полученная от сверхэксплуатации рабочих.
- Некапитализированная прибыль
- Криминальные доходы.
Для увеличения ренты, поступающей в доход государства: ввести систему изъятия в доход государства прибыли добывающих компаний, превышающей среднюю норму прибыли.
Для обеспечения целевого использования амортизационных отчислений: создать систему сосредоточения неиспользованных предприятиями для обновления основного капитала амортизационных отчислений в государственный амортизационный фонд. Предприятия-доноры амортизационных средств получали бы небольшой (2 – 3 %) процент на сумму данных средств, а предприятия, нуждающиеся в денежных средствах для обновления основного капитала, за приемлемый процент (3 – 5 %) получали бы данные средства. Причем в любой момент предприятия-доноры имели бы право вернуть свои амортизационные средства из данного государственного фонда для вложения в обновление основного капитала. Учитывая, что сумма амортизационных средств в России за год составляет около 5 триллионов рублей, а их нынешнее использование за год — около 1 триллиона рублей, государственный амортизационный фонд мог бы составить триллионы рублей, что стало бы мощным источником обновления основного капитала в России (станочного парка, иного оборудования, производственного транспорта, промышленной инфраструктуры). Триллионы рублей стали бы работать на экономику России, а не выводились бы за рубеж.
Уменьшение прибыли, полученной от сверхэксплуатации рабочих: необходимо довести заработную плату рабочих до стоимости рабочей силы, то есть до величины денежных средств, необходимых для нормального воспроизводства рабочей силы.[3] То есть заработная плата должна возрасти в 3 – 5 раз. В товарном производстве цена товаров стремится к их стоимости. И не надо делать исключения из самого главного товара – рабочей силы. Так как собственники рабочей силы – рабочие, являются продавцами этого своего товара, то, как любой другой продавец, должны назначать цену своего товара, то есть величину заработной платы. Капиталисты вряд ли сразу согласятся с требованиями рабочих установить уровень зарплаты в соответствии со стоимостью рабочей силы. Для этого понадобятся коллективные действия рабочих, организованных в профсоюзы, вплоть до забастовок, и закрепление увеличения уровня реальной заработной платы в коллективных договорах. Рост заработной платы рабочих вызовет рост зарплат у других работников, оживит внутренний рынок товаров и услуг, что станет фактором роста экономики. Кроме того исчезнет сверхприбыль, образуемая за счет присвоения капиталистами части заработной платы рабочих, следовательно, уменьшится вывоз денег за рубеж.
Для уменьшения некапитализированной прибыли следует ввести повышенный налог (70 – 80 %) на ту часть прибыли, которая не вложена в развитие производства, и пониженный налог на ту часть прибыли, которая вложена в производство в России (0 – 10 %), дабы пресечь порочное стремление российских капиталистов не вкладывать значительную часть прибыли в расширение производства, а тратить ее на предметы роскоши и вывоз за рубеж. Данная мера приведет к увеличению капиталовложений, и, следовательно, к увеличению роста экономики страны.
Для уменьшение доходов, полученных преступным путем, следует создать систему контроля расходов, превышающих определенную сумму (например, 500 тыс. руб). Такие платежи должны стать только безналичными и подтверждаться декларированными доходами. В случае неподтверждения расходов легальными доходами, физическое лицо обязано будет выплатить штраф государству, сумма которого должна значительно превышать сумму данной покупки.
Разумеется, государство, обеспечивающее высокие — 8 и более процентов прироста экономики, обязано определить цели и средства их достижения, сосредоточить ресурсы для быстрого развития экономики, что делает необходимым создание долгосрочной (не менее, чем на 15 лет) программы развития страны, плана развития государственного сектора экономики (на 10 и 5 лет) и системы долгосрочного и среднесрочного государственного заказа частным предприятиям.[4]
Задача увеличения темпов прироста экономики России – это не только задача улучшения воспроизводства капитала и роста благосостояния населения, это задача выживания и роста населения России, территориальной целостности России, сохранения России как самостоятельной страны.
[1] См.: Галко В.И. О выводе прибыли из России под видом вывоза капитала. URL: https://fra-mos.ru/o-vyvode-pribyli-iz-rossii-pod-vidom-vyvoza-kapitala/ (Дата обращения: 25.03.2019.)
[2] См.: Инвестиции в России. 2017: Стат.сб./Росстат. М., 2017. С. 11.
[3] См.: Попов М.В. Стоимость рабочей силы — объективно необходимый уровень заработной платы. URL: http://www.rpw.ru/ipd/popov_z.html (дата обращения: 01.05.2019 г.)
[4] См: Мазур О.А. Развитие работников современной России. СПб.: Из-во С.-Петерб. ун-та, 2009. С. 135 – 197.