Гуляя по центру канадского города Калгари во время командировки в 2012-м году, я сфоткал небольшой пикет с плакатами «На забастовку!», с поездом и лошадьми на логотипе. Меня немедленно окрикнули: «Эй, турист, иди сюда!»
Я струхнул, но подошёл. Поговорили, познакомились. Парни живо заинтересовались, узнав, что «турист» — из России, стали расспрашивать про жизнь после «коллапса СССР», про наше рабочее движение. В свою очередь пикетчики рассказали, что они члены союза железнодорожников «Тимстерс Рэйл», что профсоюз готовится к забастовке, и этот пикет показывает, что отделение в Калгари (так называемый «локал») поддерживает забастовку. Коллективные действия тогда были вызваны попыткой работодателя сократить пенсии и медицинские выплаты, а также решением изменить режим труда и отдыха машинистов и кондукторов в сторону увеличения рабочих часов.
Забастовка для канадских железнодорожников — рутинное, обыденное мероприятие, и бастуют они фактически каждый год. Хотя обыкновенно хватает лишь угрозы забастовки, в этот раз рабочим пришлось полностью остановить Тихоокеанскую ж/д магистраль на целых девять дней (вместо семи планировавшихся), прежде чем работодатель пошёл на попятный. К сожалению, требования бастующих были удовлетворены лишь частично, так как капиталисты задействовали государство – парламент одобрил чрезвычайный закон, обязывающий железнодорожников возобновить перевозки. Профсоюз, однако, не сдался, и принятый в 2017 году коллективный договор отвоевал назад пенсионные отчисления (в добавок к 9% индексации зарплат и страховых выплат).
Я сфотографировал пикет как некую местную экзотику - уж очень призыв к забастовке не вязался с высоким уровнем жизни канадцев и общим благосостоянием. Однако ясно, что без мощного рабочего движения Канада бы никогда не стала тем, что она есть – высокоразвитой промышленной страной.
«Тимстерс» – один из старейших рабочих союзов американского континента. Его название означает на английском «извозчики, биндюжники», и первоначально он объединял как раз ломовых извозчиков США – дальнобойщиков XIX века. В то время в США, как и в России, рабочие, по выражению Ленина, «теряли исконную веру в незыблемость давящих их порядков, начинали … понимать необходимость коллективного отпора, и решительно порывали с рабской покорностью перед начальством», объединялись в союзы. По-настоящему взрывной рост организации и появление отделений в Канаде произошёл в 1930-е годы, после принятия правительством ряда законов, защищавших право рабочих на союзы и забастовки. Характерно, что капиталистическое правительство вынуждено было пойти на такие меры для восстановления экономики после катастрофы «Великой депрессии».
История рабочего движения так называемых «развитых» (на самом деле империалистических) стран учит многому: тому, что профсоюз силён своими первичными организациями, что без сильных первичек руководство профсоюза «гниёт», что забастовка или угроза забастовки – рутина и норма жизни. Но главное – практика даже самых богатых государств показывает, что без профсоюза рабочий – сирота, что только коллективные борьба ведёт к увеличению зарплаты и сокращению рабочего дня.
Цену на рынке труда (зарплату) может повысить только продавец (трудящийся); покупатель (работодатель) всегда стремиться её снизить (и снижает – инфляцией). Трудящимся нужно по полной использовать возможности отечественного законодательства, объединяться в новые боевые профсоюзы или переизбирать руководство старых, и бороться за прогрессивный коллективный договор. С этим поможет Российский комитет рабочих: https://frafond.ru/rabochee-dvizhenie/priglashenie-na-rossijskij-komitet-rabochih/
М.В. Тапилин. РПР