Изменение функций Центрального банка Российской Федерации с целью содействия развитию России

Россия вступила в жесткое противостояние с империалистическим центром – США и их союзниками. Только сильная и динамично развивающаяся самодостаточная экономика способна выдержать продолжительную, на многие годы, борьбу с сильным противником, который поставил задачу разрушить Россию.

Наряду с правильными действиями правительства России по развитию оборонной промышленности экономика страны десятилетия страдает от так называемой «неолиберальной» политики, догматы которой основываются на принципе «рынок все порешает». Следование этим догматам, устаревшим уже на рубеже 19 и 20 веков, в период становления монополистического капитализма, привело к застою экономики России и ее глубокой зависимости от империалистического центра, противостоит стратегии развития России.

Россия обладает самой большой территорией в мире, которую населяет менее 146 миллионов человек. По численности населения Россия занимает лишь 9 место в мире, более, чем в 2 раза уступает численности населения США. И даже самый высокий прогноз динамики народонаселения показывает отрицательный естественный прирост.[1] Жизнеспособность России зависит от роста рождаемости. Значит, главной целью стратегии нашей страны должно стать увеличение рождаемости, что можно достигнуть только при условии быстрого развития экономики, роста реальных доходов работников и предоставления жилья многодетным семьям за счет государства.

Следующей стратегической целью является кратный рост капиталовложений при обеспечении достаточного объема оборотных средств, что является основой быстрого прироста (около 10 %) экономики страны.

Вопрос: как этим стратегическим целям соответствует деятельность Центрального банка Российской Федерации?

Центральный банк Российской Федерации (в дальнейшем изложении – ЦБ РФ) согласно Конституции РФ обладает исключительным правом на осуществление денежной эмиссии. Но ЦБ РФ сам ограничил это свое право тем, что параметры рублевой эмиссии ограничиваются притоком иностранной валюты. Тем самым денежная масса рублей зависит не от потребностей развития России, а от конъюнктуры притока и оттока иностранной валюты. Подобное ограничение ставит финансирование внутреннего развития страны в зависимость от ситуации с экспортом и притоком (оттоком) инвестиций в иностранной валюте, часто спекулятивном притоке (оттоке). По сути, рубль является при такой практике зависимым от доллара, его «вассалом», не способным вполне выполнять государственные функции. В ситуации спада производства потребность в увеличении денежной массы возрастает. В США, ЕС и КНР проводятся так называемые денежные «интервенции», то есть увеличивают количество денег в экономике. А в России – наоборот, в кризис экспорт, как правило, уменьшается, и ЦБ РФ сжимает денежную массу. Экономика тоже «сжимается», Россия ослабляется. Ни одного разумного объяснения подобной практике ЦБ РФ нет, кроме как следование догматам неолиберальной реакционной теории Милтона Фридмана, которая не могла быть даже частично полезной в эпоху государственно-монополистического капитализма (то есть с начала 20 века) и создавалась для организации зависимости слаборазвитых стран от империалистического центра.

В условиях же серьезных враждебных России экономических действий США и подчиненных им стран, стремящихся подорвать экспорт России, следование принципу зависимости рублевой денежной массы от притока (оттока) долларов вообще становится абсурдным поведением. Следовательно, пришло время прекратить нынешнюю абсурдную эмиссионную практику ЦБ РФ и начать строить суверенную эмиссионную политику, исходя из потребностей развития нашей страны в денежных средствах. Тем более, что сейчас потребность в рублевой массе возрастет ввиду перехода на рубли во внешней торговле.

Основной функцией ЦБ РФ согласно Конституции РФ является защита и обеспечение устойчивости рубля. Очевидно, что рубль не отличается особой устойчивостью. Кроме того, в интересах экспортеров и для «сохранения конкурентоспособности отечественного производителя» курс рубля РФ значительно завышен по отношению к паритету покупательной способности не менее, чем в 2 раза. Разумеется, сейчас нет смысла устанавливать курс около 35 рублей за доллар США, так как это простимулирует значительное падение цен импортных товаров и помешает развитию российского производства. Правительству и ЦБ РФ необходимо определить курс рубля, который положительно разрешал бы противоречия отечественного производства и населения, экспортеров и импортеров, расходов и доходов бюджета, и установил бы курс рубля на продолжительный срок – не менее, чем на год. Данная мера не только бы подорвала валютные спекуляции, приводящие к присвоению богатств России финансовым капиталом США, но и создало бы условия для планомерного развития российского производства. Пока же ЦБ РФ не справляется со своей основной конституционной функцией – защитой и обеспечением устойчивости рубля.

И самое существенное. Есть экономическая необходимость, чтобы ЦБ РФ превратился в настоящий банк, государственный по названию и сути. Он должен осуществлять прямые капиталовложения и кредитовать под 2 % предприятия промышленности, сельского хозяйства, строительства и транспорта, которые являются основой экономики России. Триллионы рублей, принадлежащие сейчас ЦБ РФ, доступны валютным спекулянтам и коммерческим банкам, наживающимся на разнице ставок и на субсидировании ставок, выкачивающим бюджетные деньги.

Так называемое субсидирование ставки кредита есть присвоение коммерческими банками денежных средств, образующихся в результате разницы ставки кредита, назначенной банком (например, 20 %) и ставки, по которой получит кредит клиент банка (например, 3 %). Разницу финансирует бюджет. Таким образом, если коммерческий банк выдал субсидированных кредитов на один миллиард рублей, то этот банк из бюджета получит 170 миллионов рублей в год без какого-либо риска, усилий и затрат. А таких субсидированных кредитов выдают на сотни миллиардов рублей. Гораздо эффективнее самому ЦБ РФ выдавать кредиты под ставку 2 % на решение задач, поставленных государством, в том числе, на развитие приоритетных производств. Расчетно-кассовые центры ЦБ РФ, которые располагались во многих городах и районах, следует восстановить, превратить в отделения ЦБ РФ и поставить их на службу развития экономики.

Таким очевидным решениям препятствует практика приоритета спекуляции государственными денежными средствами посредством коммерческих банков и бирж. Эта практика «обосновывается» догматами «либеральной» идеологии, мифами «свободного рынка», остатки которого успешно уничтожаются монополиями с конца 19 века. Подобно демагогии о «свободе и правах человека», догматы экономического либерализма и неолиберализма декларируются и распространяются для внедрения центром мирового финансового капитала и, следовательно, империализма – США, на зависимых от них территориях. Цель очевидна – в зависимых странах государство должно дать «свободу» предприятиям, чтобы мощные монополии США свободно господствовали над этими предприятиями, а значит, и в этой стране. Соответственно, ни в одной стране мира «рецепты» либерализма не дали возможности развития экономики, тогда как присвоение финансовым капиталом США созданного в этих странах прибавочного продукта происходит очень эффективно.

Среди этих догматов и принцип «независимости» центрального (государственного) банка от правительства и даже от государства (!). Эта «независимость» в случае, когда руководство центробанка исповедует либеральные догмы, приводит центробанк в зависимость от мирового финансового гегемона – от финансового капитала США и его креатур: ФРС, МВФ, МБ. В России как раз во исполнении этих догматов ЦБ РФ независим от правительства РФ, но исполнял рекомендации МВФ, хотя Россия свободна от долгов этого вассала финансового капитала США.

ЦБ РФ вместо своей конституционной обязанности обеспечивать устойчивость курса рубля «таргетирует» инфляцию. Говоря русским языком, ставит цель достичь определенный уровень инфляции (судя по действиям ЦБ РФ – примерно в 4 %), руководствуясь упрощенным (вульгарным и догматическим) представлением о природе инфляции и способах борьбы с нею. Инфляция, как известно, есть снижение покупательной способности валюты вследствие превышения количества денег в обращении по отношении к сумме цен всех товаров на национальном рынке. И выражается инфляция в повышении цен. Но это поверхность процесса инфляции. В глубине его, в сущности, инфляция порождается господством капиталистических монополий, подчиняющих себе всякий рынок, влияющих на все экономические процессы, в том числе и на цены. Монополии повышают цены на свою продукцию. Под это увеличение центробанки выпускают больше денег в обращение. В результате цены растут на большинство товаров. Кроме товара особого рода, товара, наличие которого сделало товарное производство капиталистическим – товара рабочая сила.

Цена рабочей силы, то есть заработная плата, оставаясь при инфляции на прежнем уровне, приводит к уменьшению реальной заработной платы. Тем самым у капиталистов уменьшаются затраты и растет прибыль. В случае, если рабочие и другие трудящиеся забастовками или угрозами забастовок заставляют капиталистов повышать зарплату, реальная заработная плата может быть восстановлена и даже увеличена. Но для этого нужна значительная организованная борьба рабочих, которая развита не всегда и не везде.

Следовательно, никакой центробанк никакими повышениями ставок не способен остановить инфляцию. ЦБ РФ, повысив учетную ставку после 24 февраля 2022 года до 20 %, не только не уменьшил инфляцию, но и поспособствовал ее ускорению, так как капиталисты сразу же стали закладывать повышенную ставку в расчет своих издержек и калькуляцию цен. Догма «монетаристов» – радикальных неолибералов, гласит: при повышении уровня инфляции выше «нормальной» необходимо увеличивать учетную ставку. Кредиты станут брать меньше, количество денег в обращении уменьшится, инфляция притормозится. Вроде логика есть. Но логика примитивная, не научная, не учитывающая основные процессы, то есть процессы материального производства. Убивая доступность кредитов, высокая ставка вредит производству, производство уменьшается, издержки растут, следовательно, цены растут.

Наоборот же правильно: ставка низкая, производство растет, предложение товаров увеличивается[2], товарная масса приходит в соответствие с денежной массой, цены не растут и даже могут понижаться. В принципе, развитие производства основывается на росте производительности труда, который вызывает снижение затрат и обусловливает снижение цен. Это становится заметно в быстро прогрессирующих производствах, в которых рост производительности труда опережает «нормальную» инфляцию – в микроэлектронике, радиотехнической промышленности.

Смысл устанавливать заоблачную ставку в 20% мог быть только один – чтобы в условиях Специальной военной операции паникеры не бросились снимать свои деньги с вкладов, а оставили их на вкладах, желая получить значительный доход. Но эту задачу можно было решить другим путем – ограничить выдачу денег с крупных вкладов на пару месяцев, а после стабилизации финансовой ситуации – снять это ограничение.

Разумеется, в ситуации противостояния России с финансовым капиталом США нынешняя деятельность ЦБ РФ является очевидным «узким» местом в экономической политике и практике страны. Для того, чтобы ЦБ РФ соответствовал современным задачам быстрого развития материального производства, науки и опытно-конструкторских разработок, обеспечения обороноспособности Вооруженных Сил Российской Федерации, социального (в том числе экономического) развития России, необходимо преобразовать ЦБ РФ в Центральный государственный банк России, напрямую финансирующий государственные программы (в том числе строительства жилья для многодетных семей), кредитующий со ставкой 2 % приоритетные предприятия и отрасли с контролем целевого использования средств. Такой банк станет одним из локомотивов российской экономики, органично впишется в систему государственного управления, способную на основе долгосрочного плана развития России обеспечить мобилизацию ресурсов страны в условиях долгосрочного противостояния с агрессивным финансовым капиталом США, использующим практику фашизма во внешней политике с целью разрушения нашей страны.

Мазур Олег Анатольевич,
д.э.н., ректор Невинномысского института экономики, управления и права

 

[1] Изменение численности населения по вариантам прогноза. Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/12781 (Дата обращения: 17.02.2022)

[2] «В намного худшей ситуации после дефолта 1998-го года правительство Примакова-Геращенко сумело в течение месяца стабилизировать макроэкономическую ситуацию и запустить рост производства, темпы которого в промышленности достигали 2% в месяц. Достигнуто это было сочетанием стабилизации курса рубля путем отсечения от валютного рынка спекулянтов и расширения кредитования выпуска продукции предприятиями, воспользовавшимися резкой девальвацией рубля для производства импортозамещающей продукции. Геращенко не стал поднимать ставку рефинансирования, которая оставалась все это время намного ниже инфляции». Глазьев С.Ю. Об Украине, мерах реагирования на санкции и формировании эффективной системы управления российской экономикой.

URL: https://glazev.ru/articles/165-interv-ju/100822-ob-ukraine-merakh-reagirovanija-na-sanktsii-i-formirovanii-jeffektivnoy-sistemy-upravlenija-rossiyskoy-jekonomikoy (Дата обращения: 02.05.2022)

 

Вам может также понравиться...

Закрепите на Pinterest