ГЕРАСИМОВ Иван Михайлович,
кандидат технических наук,
старший научный сотрудник ВНИИТрансмаш,
вице-президент Фонда Рабочей Академии,
главный редактор газеты «Правда труда
Государство появилось с возникновением классов как орган классового господства. Конкретнее — аппарат классового принуждения и насилия. Поэтому с исчезновением классов оно отомрёт. Выступая на III Всероссийском съезде профессиональных союзов 7 апреля 1920 г., Ленин точно выразился:
марксизм есть теоретическое обоснование уничтожения классов. В той же степени марксизм есть и теоретическое обоснование отмирания государства. Как писал Энгельс, «когда государство наконец-то становится действительно представителем всего общества, тогда оно само себя делает излишним» [1].
Но отсюда вытекает и то, что пока есть классы, пока есть классовые различия, государство неминуемо сохранится. Только после победы рабочего класса это будет уже не государство диктатуры буржуазии, а государство диктатуры пролетариата. Пролетариат выражает волю всех трудящихся, волю большинства населения. Диктатура пролетариата — впервые в истории диктатура большинства. А после построения социализма исчезает класс, который нужно подавлять. Поэтому, как выразился Ленин, государство диктатуры пролетариата — полугосударство.
Но с середины прошлого века в Советском государстве начался процесс перерождения, закончившийся победой контрреволюции и реставрацией государства диктатуры буржуазии.
На это были и объективные причины. Классики марксизма не предусмотрели, что социалистическое государство будет десятилетиями находиться в капиталистическом окружении, вести войны с огромными потерями наиболее активных сторонников коммунизма. Что такое положение потребует развития кадровой армии, репрессивного аппарата, спецслужб. Что вынужденное засекречивание многих видов деятельности сделает невозможным рабочий контроль в этих областях.
Но были и субъективные ошибки. Что было сделано не так?
Под влиянием успехов начального периода социалистического строительства ослаблялось внимание к классовому характеру государства, который особо подчеркивал Ленин.
В работе «Великий почин» Ленин писал:
Ясно, что для полного уничтожения классов надо не только свергнуть эксплуататоров, помещиков и капиталистов, не только отменить их собственность, надо отменить еще и всякую частную собственность на средства производства, надо уничтожить как различие между городом и деревней, так и различие между людьми физического и умственного труда. Это — дело очень долгое. Чтобы его совершить, нужен громадный шаг вперед в развитии производительных сил, надо преодолеть сопротивление (часто пассивное, которое особенно упорно и особенно трудно поддается преодолению) многочисленных остатков мелкого производства, надо преодолеть громадную силу привычки и косности, связанной с этими остатками…
Предполагать, что все «трудящиеся» одинаково способны на эту работу, было бы пустейшей фразой или иллюзией допотопного, домарксовского социалиста [2].
А в работе «Удержат ли большевики государственную власть?» Ленин писал:
рабочий класс, дабы не потерять снова своего только что завоеванного господства, должен… обеспечить себя против своих собственных депутатов и чиновников, объявляя их всех, без всякого исключения, сменяемыми в любое время [3].
Относительно интеллигенции Ленин четко выразился в работе «Как организовать соревнование»:
Надо, чтобы рабочие и крестьяне ясно поняли разницу между необходимым советом образованного человека и необходимым контролем «простого» рабочего и крестьянина за разгильдяйством, столь обычным у ”образованных» людей” [4].
И в работе «Великий почин» ещё прямее:
не с помощью интеллигенции, а вопреки ее противодействию (по крайней мере, в большинстве случаев) пролетариат победит [5].
В последние десятилетия появилась мода «считать себя пролетариями, рабочими» у интеллигентов, пенсионеров и других трудящихся, не являющихся рабочими. Ленин, когда встал конкретный вопрос — кого считать рабочим при приеме в правящую партию писал:
Я бы советовал установить решением партконференции более строгие условия для приема в члены партии: срок кандидатства 1½ года для рабочего (считая рабочим того, кто не меньше 10 лет своей жизни работал в крупной промышленности простым наемным рабочим и теперь работает не меньше 2–3 лет), для всех остальных — 3 года [6].
В книге «Детская болезнь «левизны» в коммунизме»:
Мы боимся чрезмерного расширения партии, ибо к правительственной партии неминуемо стремятся примазаться карьеристы и проходимцы, которые заслуживают только того, чтобы их расстреливать [7].
А в Политическом докладе ЦК на VIII Всероссийской конференции РКП(б) 2 декабря 1919 г. Ленин говорил:
Партия должна быть узкой настолько, чтобы вбирать в себя вне рабочего класса только тех выходцев из других классов, которых она имеет возможность испытать с величайшей осторожностью [8].
Нетрудно видеть, что это ленинское требование было нарушено.
А как же сделать так, чтобы диктатура пролетариата на деле была диктатурой рабочего класса? В той же работе «Удержат ли большевики государственную власть?» Ленин писал:
Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством. В этом мы согласны и с кадетами, и с Брешковской и с Церетели. Но мы отличаемся от этих граждан тем, что требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники. Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами и чтобы начато было оно немедленно, т.е. к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту [9].
И в работе «Государство и революция»:
При социализме многое из «примитивной» демократии неизбежно оживет, ибо впервые в истории цивилизованных обществ масса населения поднимется до самостоятельного участия не только в голосованиях и выборах, но и в повседневном управлении. При социализме все будут управлять по очереди и быстро привыкнут к тому, чтобы никто не управлял [10].
В статье «О борьбе внутри Итальянской социалистической партии»:
вытеснять этих представителей рабочей аристократии или обуржуазившихся рабочих со всех их постов и заменять их хотя бы даже самыми неопытными рабочими, лишь бы они были связаны с эксплуатируемой массой и пользовались ее доверием в борьбе с эксплуататорами. Диктатура пролетариата потребует назначения именно таких, не имеющих опыта, рабочих на самые ответственные государственные посты, иначе власть рабочего правительства будет бессильна, и оно не будет поддержано массой [11].
А как это обеспечить? В работе «Государство и революция» Ленин писал: «мы придем к полному разрушению бюрократизма.
Возможность такого разрушения обеспечена тем, что социализм сократит рабочий день, поднимет массы к новой жизни, поставит большинство населения в условия, позволяющие всем без изъятия выполнять “государственные функции”»[12]. В замечаниях и добавлениях Ленина к проектам «Положения о рабочей и крестьянской инспекции» говорилось:
Постепенно вызывать крестьян с мест (обязательно беспартийных крестьян) для участия в Госконе в центре: начать хотя бы (если нельзя больше) с 1–2 от губернии, а потом, в зависимости от транспорта и других условий расширять. То же для беспартийных рабочих [13].
Конечно, здесь колоссальное значение имеет постановка народного просвещения. В Программе РКП(б) говорится:
Ближайшей задачей на этом пути является в настоящее время дальнейшее развитие установленных уже Советской властью следующих основ школьного и просветительного дела:
1) Проведение бесплатного и обязательного общего и политехнического (знакомящего в теории и на практике со всеми главными отраслями производства) образования для всех детей обоего пола до 17 лет…
3) Полное осуществление принципов единой трудовой школы, с преподаванием на родном языке, с совместным обучением детей обоего пола, безусловно светской, т.е. свободной от какого бы то ни было религиозного влияния, проводящей тесную связь обучения с общественно производительным трудом, подготовляющей всесторонне развитых членов коммунистического общества.
4) Снабжение всех учащихся пищей, одеждой, обувью и учебными пособиями за счет государства.
5) Подготовление новых кадров работников просвещения, проникнутых идеями коммунизма.
6) Привлечение трудящегося населения к активному участию в деле просвещения (развитие «советов народного образования», мобилизация грамотных и т.д.).
7) Всесторонняя государственная помощь самообразованию и саморазвитию рабочих и крестьян (создание сети учреждений внешкольного образования: библиотек, школ для взрослых, народных домов и университетов, курсов, лекций, кинематографов, студий и т.п.)
8) Широкое развитие профессионального образования для лиц от 17-летнего возраста в связи с общими политехническими знаниями.
9) Открытие широкого доступа в аудитории высшей школы для всех желающих учиться, и в первую очередь для рабочих; привлечение к преподавательской деятельности в высшей школе всех, могущих там учить; устранение всех и всяческих искусственных преград между свежими научными силами и кафедрой; материальное обеспечение учащихся с целью дать фактическую возможность пролетариям и крестьянам воспользоваться высшей школой.
…
11) Развитие самой широкой пропаганды коммунистических идей и использование для этой цели аппарата и средств государственной власти [14].
Важнейшее условие просвещения рабочего класса — наличие у него свободного времени. В «Великом почине» Ленин писал: «Маркс противопоставляет пышным декларациям прав простую, скромную, деловую, будничную постановку вопроса пролетариатом: государственное сокращение рабочего дня». Но как реализовать это на деле? Для этого и нужна диктатура пролетариата.
Диктатура пролетариата, если перевести это латинское, научное, историко-философское выражение на более простой язык означает вот что:
только определенный класс, именно городские и вообще фабрично-заводские, промышленные рабочие, в состоянии руководить всей массой трудящихся и эксплуатируемых в борьбе за свержение ига капитала, в ходе самого свержения, в борьбе за удержание и укрепление победы, в деле созидания нового, социалистического, общественного строя, во всей борьбе за полное уничтожение классов. (Заметим в скобках: научное различие между социализмом и коммунизмом только то, что первое слово означает первую ступень вырастающего из капитализма нового общества, второе слово — более высокую, дальнейшую ступень его).
В работе «Детская болезнь левизны в коммунизме» Ленин так охарактеризовал диктатуру пролетариата:
Диктатура пролетариата есть упорная борьба, кровавая и бескровная, насильственная и мирная, военная и хозяйственная, педагогическая и администраторская, против сил и традиций старого общества [15].
В «Великом почине» В.И.Ленин разъяснял:
Диктатура пролетариата есть тоже период классовой борьбы, которая неизбежна, пока не уничтожены классы, и которая меняет свои формы, становясь первое время после свержения капитала особенно ожесточенной и особенно своеобразной. Завоевав политическую власть, пролетариат не прекращает классовой борьбы, а продолжает ее — впредь до уничтожения классов — но, разумеется, в иной обстановке, в иной форме, иными средствами.
Ясно, что для полного уничтожения классов надо не только свергнуть эксплуататоров, помещиков и капиталистов, не только отменить их собственность, надо отменить еще и всякую частную собственность на средства производства, надо уничтожить как различие между городом и деревней, так и различие между людьми физического и умственного труда. Это — дело очень долгое [16].
В работе «Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата» подчеркивается та же основополагающая мысль:
Социализм есть уничтожение классов. Диктатура пролетариата сделала для этого уничтожения все, что могла. Но сразу уничтожить классы нельзя.
И классы остались и останутся в течение эпохи диктатуры пролетариата. Диктатура будет не нужна, когда исчезнут классы. Они не исчезнут без диктатуры пролетариата [17].
По материалам международной научно-практической конференции «Ленин в современном мире» 2016 года.
Скачать сборник материалов можно по ссылке.
[1] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 33. С. 16.
[2] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 39. С. 13–15.
[3] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 34. С. 78.
[4] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 35. С. 201.
[5] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 39. С. 19.
[6] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 44. С. 283.
[7] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 41. С. 30.
[8] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 39. С. 361.
[9] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 34. С. 315.
[10] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 33. С. 116.
[11] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 41. С. 420.
[12] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 33. С. 116.
[13] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 33. С. 116.
[14] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 38. С. 432–433.
[15] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 41. С. 27.
[16] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 39. С. 15.
[17] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 39. С. 279.