В.И. ЛЕНИН О СОЦИАЛИЗМЕ КАК УНИЧТОЖЕНИИ КЛАССОВ

ГЕРАСИМОВ Иван Михайлович,
кандидат технических наук,
старший научный сотрудник ВНИИТрансмаш,
 вице-президент Фонда Рабочей Академии,
главный редактор газеты «Правда труда


Государство появилось с возникновением классов как орган классового господства. Конкретнее — аппарат классового принуждения и насилия. Поэтому с исчезновением классов оно отомрёт. Выступая на III Всероссийском съезде профессиональных союзов 7 апреля 1920 г., Ленин точно выразился:

марксизм есть теоретическое обоснование уничтожения классов. В той же степени марксизм есть и теоретическое обоснование отмирания государства. Как писал Энгельс, «когда государство наконец-то становится действительно представителем всего общества, тогда оно само себя делает излишним» [1].

Но отсюда вытекает и то, что пока есть классы, пока есть классовые различия, государство неминуемо сохранится. Только после победы рабочего класса это будет уже не государство диктатуры буржуазии, а государство диктатуры пролетариата. Пролетариат выражает волю всех трудящихся, волю большинства населения. Диктатура пролетариата — впервые в истории диктатура большинства. А после построения социализма исчезает класс, который нужно подавлять. Поэтому, как выразился Ленин, государство диктатуры пролетариата — полугосударство.

Но с середины прошлого века в Советском государстве начался процесс перерождения, закончившийся победой контрреволюции и реставрацией государства диктатуры буржуазии.

На это были и объективные причины. Классики марксизма не предусмотрели, что социалистическое государство будет десятилетиями находиться в капиталистическом окружении, вести войны с огромными потерями наиболее активных сторонников коммунизма. Что такое положение потребует развития кадровой армии, репрессивного аппарата, спецслужб. Что вынужденное засекречивание многих видов деятельности сделает невозможным рабочий контроль в этих областях.

Но были и субъективные ошибки. Что было сделано не так?

Под влиянием успехов начального периода социалистического строительства ослаблялось внимание к классовому характеру государства, который особо подчеркивал Ленин.

В работе «Великий почин» Ленин писал:

Ясно, что для полного уничтожения классов надо не только свергнуть эксплуататоров, помещиков и капиталистов, не только отменить их собственность, надо отменить еще и всякую частную собственность на средства производства, надо уничтожить как различие между городом и деревней, так и различие между людьми физического и умственного труда. Это — дело очень долгое. Чтобы его совершить, нужен громадный шаг вперед в развитии производительных сил, надо преодолеть сопротивление (часто пассивное, которое особенно упорно и особенно трудно поддается преодолению) многочисленных остатков мелкого производства, надо преодолеть громадную силу привычки и косности, связанной с этими остатками…

Предполагать, что все «трудящиеся» одинаково способны на эту работу, было бы пустейшей фразой или иллюзией допотопного, домарксовского социалиста [2].

А в работе «Удержат ли большевики государственную власть?» Ленин писал:

рабочий класс, дабы не потерять снова своего только что завоеванного господства, должен… обеспечить себя против своих собственных депутатов и чиновников, объявляя их всех, без всякого исключения, сменяемыми в любое время [3].

Относительно интеллигенции Ленин четко выразился в работе «Как организовать соревнование»:

Надо, чтобы рабочие и крестьяне ясно поняли разницу между необходимым советом образованного человека и необходимым контролем «простого» рабочего и крестьянина за разгильдяйством, столь обычным у ”образованных» людей” [4].

И в работе «Великий почин» ещё прямее:

не с помощью интеллигенции, а вопреки ее противодействию (по крайней мере, в большинстве случаев) пролетариат победит [5].

В последние десятилетия появилась мода «считать себя пролетариями, рабочими» у интеллигентов, пенсионеров и других трудящихся, не являющихся рабочими. Ленин, когда встал конкретный вопрос — кого считать рабочим при приеме в правящую партию писал:

Я бы советовал установить решением партконференции более строгие условия для приема в члены партии: срок кандидатства 1½ года для рабочего (считая рабочим того, кто не меньше 10 лет своей жизни работал в крупной промышленности простым наемным рабочим и теперь работает не меньше 2–3 лет), для всех остальных — 3 года [6].

В книге  «Детская болезнь «левизны» в коммунизме»:

Мы боимся чрезмерного расширения партии, ибо к правительственной партии неминуемо стремятся примазаться карьеристы и проходимцы, которые заслуживают только того, чтобы их расстреливать [7].

А в Политическом докладе ЦК на VIII Всероссийской конференции РКП(б) 2 декабря 1919 г. Ленин говорил:

Партия должна быть узкой настолько, чтобы вбирать в себя вне рабочего класса только тех выходцев из других классов, которых она имеет возможность испытать с величайшей осторожностью [8].

Нетрудно видеть, что это ленинское требование было нарушено.

А как же сделать так, чтобы диктатура пролетариата на деле была диктатурой рабочего класса? В той же работе «Удержат ли большевики государственную власть?» Ленин писал:

Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством. В этом мы согласны и с кадетами, и с Брешковской и с Церетели. Но мы отличаемся от этих граждан тем, что требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники. Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами и чтобы начато было оно немедленно, т.е. к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту [9].

И в работе «Государство и революция»:

При социализме многое из «примитивной» демократии неизбежно оживет, ибо впервые в истории цивилизованных обществ масса населения поднимется до самостоятельного участия не только в голосованиях и выборах, но и в повседневном управлении. При социализме все будут управлять по очереди и быстро привыкнут к тому, чтобы никто не управлял [10].

В статье «О борьбе внутри Итальянской социалистической партии»:

вытеснять этих представителей рабочей аристократии или обуржуазившихся рабочих со всех их постов и заменять их хотя бы даже самыми неопытными рабочими, лишь бы они были связаны с эксплуатируемой массой и пользовались ее доверием в борьбе с эксплуататорами. Диктатура пролетариата потребует назначения именно таких, не имеющих опыта, рабочих на самые ответственные государственные посты, иначе власть рабочего правительства будет бессильна, и оно не будет поддержано массой [11].

А как это обеспечить? В работе «Государство и революция» Ленин писал: «мы придем к полному разрушению бюрократизма.

Возможность такого разрушения обеспечена тем, что социализм сократит рабочий день, поднимет массы к новой жизни, поставит большинство населения в условия, позволяющие всем без изъятия выполнять “государственные функции”»[12]. В замечаниях и добавлениях Ленина к проектам «Положения о рабочей и крестьянской инспекции» говорилось:

Постепенно  вызывать крестьян с мест (обязательно беспартийных крестьян) для участия в Госконе в центре: начать хотя бы (если нельзя больше) с 1–2 от губернии, а потом, в зависимости от транспорта и других условий расширять.  То же для беспартийных рабочих [13].

Конечно, здесь колоссальное значение имеет постановка народного просвещения. В Программе РКП(б) говорится:

Ближайшей задачей на этом пути является в настоящее время дальнейшее развитие установленных уже Советской властью следующих основ школьного и просветительного дела:

1) Проведение бесплатного и обязательного общего и политехнического (знакомящего в теории и на практике со всеми главными отраслями производства) образования для всех детей обоего пола до 17 лет…

3) Полное осуществление принципов единой трудовой школы, с преподаванием на родном языке, с совместным обучением детей обоего пола, безусловно светской, т.е. свободной от какого бы то ни было религиозного влияния, проводящей тесную связь обучения с общественно производительным трудом, подготовляющей всесторонне развитых членов коммунистического общества.

4) Снабжение всех учащихся пищей, одеждой, обувью и учебными пособиями за счет государства.

5) Подготовление новых кадров работников просвещения, проникнутых идеями коммунизма.

6) Привлечение трудящегося населения к активному участию в деле просвещения (развитие «советов народного образования», мобилизация грамотных и т.д.).

7) Всесторонняя государственная помощь самообразованию и саморазвитию рабочих и крестьян (создание сети учреждений внешкольного образования: библиотек, школ для взрослых, народных домов и университетов, курсов, лекций, кинематографов, студий и т.п.)

8) Широкое развитие профессионального образования для лиц от 17-летнего возраста в связи с общими политехническими знаниями.

9) Открытие широкого доступа в аудитории высшей школы для всех желающих учиться, и в первую очередь для рабочих; привлечение к преподавательской деятельности в высшей школе всех, могущих там учить; устранение всех и всяческих искусственных преград между свежими научными силами и кафедрой; материальное обеспечение учащихся с целью дать фактическую возможность пролетариям и крестьянам воспользоваться высшей школой.

11) Развитие самой широкой пропаганды коммунистических идей и использование для этой цели аппарата и средств государственной власти [14].

Важнейшее условие просвещения рабочего класса — наличие у него свободного времени. В «Великом почине» Ленин писал: «Маркс противопоставляет пышным декларациям прав простую, скромную, деловую, будничную постановку вопроса пролетариатом: государственное сокращение рабочего дня». Но как реализовать это на деле? Для этого и нужна диктатура пролетариата.

Диктатура пролетариата, если перевести это латинское, научное, историко-философское выражение на более простой язык означает вот что:

только определенный класс, именно городские и вообще фабрично-заводские, промышленные рабочие, в состоянии руководить всей массой трудящихся и эксплуатируемых в борьбе за свержение ига капитала, в ходе самого свержения, в борьбе за удержание и укрепление победы, в деле созидания нового, социалистического, общественного строя, во всей борьбе за полное уничтожение классов. (Заметим в скобках: научное различие между социализмом и коммунизмом только то, что первое слово означает первую ступень вырастающего из капитализма нового общества, второе слово — более высокую, дальнейшую ступень его).

В работе «Детская болезнь левизны в коммунизме» Ленин так охарактеризовал диктатуру пролетариата:

Диктатура пролетариата есть упорная борьба, кровавая и бескровная, насильственная и мирная, военная и хозяйственная, педагогическая и администраторская, против сил и традиций старого общества [15].

В «Великом почине» В.И.Ленин разъяснял:

Диктатура пролетариата есть тоже период классовой борьбы, которая неизбежна, пока не уничтожены классы, и которая меняет свои формы, становясь первое время после свержения капитала особенно ожесточенной и особенно своеобразной. Завоевав политическую власть, пролетариат не прекращает классовой борьбы, а продолжает ее — впредь до уничтожения классов — но, разумеется, в иной обстановке, в иной форме, иными средствами.

Ясно, что для полного уничтожения классов надо не только свергнуть эксплуататоров, помещиков и капиталистов, не только отменить их собственность, надо отменить еще и всякую частную собственность на средства производства, надо уничтожить как различие между городом и деревней, так и различие между людьми физического и умственного труда. Это — дело очень долгое [16].

В работе «Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата» подчеркивается та же основополагающая мысль:

Социализм есть уничтожение классов. Диктатура пролетариата сделала для этого уничтожения все, что могла. Но сразу уничтожить классы нельзя.

И классы остались и останутся в течение эпохи диктатуры пролетариата. Диктатура будет не нужна, когда исчезнут классы. Они не исчезнут без диктатуры пролетариата [17].

По материалам международной научно-практической конференции «Ленин в современном мире» 2016 года.

Скачать сборник материалов можно по ссылке.


[1] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 33. С. 16.

[2] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 39. С. 13–15.

[3] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 34. С. 78.

[4] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 35. С. 201.

[5] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 39. С. 19.

[6] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 44. С. 283.

[7] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 41. С. 30.

[8] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 39. С. 361.

[9] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 34. С. 315.

[10] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 33. С. 116.

[11] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 41. С. 420.

[12] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 33. С. 116.

[13] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 33. С. 116.

[14] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 38. С. 432–433.

[15] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 41. С. 27.

[16] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 39. С. 15.

[17] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 39. С. 279.

Вам может также понравиться...

Закрепите на Pinterest

Featured Video Play Icon
Featured Video Play Icon
Featured Video Play Icon
Михаил Васильевич Попов книги промокод
Глобальное потепление и борьба вокруг него
preload image
preload image
preload imagepreload image