На фоне информационного шума вокруг так называемого профсоюза «Курьер» и его лидера К. Украинцева требуется разъяснение, что это за профессия такая, и какое значение она имеет в классовой борьбе.
Обратимся к словарям: «Курье́р. Заимствование из польского, где kurjer — «курьер» в свою очередь было заимствовано из французского, в котором courrier — «гонец, вестник» восходит к латинскому первоисточнику, лат. curro «бегу»» (1). Другими словами, курьер — это посыльный, разносящий деловые бумаги, письма, сообщения, то есть предоставляющий услугу. Подобной услугой активно пользуются и сейчас, например, чтобы доставить уведомление работодателю о приостановке работы в связи с невыплатой зарплаты, на основании 142 Ст. ТК РФ.
И вот хитрые буржуи начинают шельмовать. Нанимают курьера, вешают на него два рюкзака-чемодана, которые нагружают всевозможными товарами на десятки килограмм и говорят: «Всё нормально, беги, ты всё тот же курьер». Курьер ли? Конечно, нет, это уже транспортный рабочий, непосредственно участвующий в производственном процессе.
Транспортный рабочий, доставляющий продукты, вещи, либо другие товары до конечного потребителя, непосредственно создает стоимость. Курьер, разнося корреспонденцию, предоставляет услугу и, следовательно, новую стоимость не создает. Для обоснования нашего утверждения обратимся к научным источникам. Из I-го Тома Капитала К. Маркса мы усвоили, что стоимость вновь создается только в процессе производства, о чем ещё раз повторяется в III-м Томе (далее будем ссылаться только на III-й Том), например в главе II: «Стоимость, заключающаяся в товаре, равна тому рабочему времени, которого сто́ит его производство». И если работник непосредственно участвует в процессе производства, то он участвует в процессе создания стоимости и значит, является рабочим.
В главе XVI Капитала Маркс разъясняет, что: «Процесс обращения есть фаза всего процесса воспроизводства. Но в процессе обращения не производится никакой стоимости, а потому никакой прибавочной стоимости» и далее «Следовательно, купеческий капитал не создаёт ни стоимости, ни прибавочной стоимости, т. е. непосредственно он их не создаёт. Поскольку он содействует сокращению времени обращения, он косвенным образом может содействовать увеличению прибавочной стоимости, производимой промышленным капиталистом». И если работник из сферы обращения, то он не участвует в процессе создания стоимости и, значит, рабочим не является.
Рассмотрим процесс обращения более подробно, в главе XVII всё разложено по полочкам: «Какого бы рода ни были эти издержки обращения, свойственны ли они чисто купеческому предприятию как таковому, следовательно, принадлежат к специфическим издержкам обращения купца, или же они представляют расходы, обусловленные дополнительными процессами производства, совершающимися во время процесса обращения, каковы: отправка, перевозка, хранение и пр., они постоянно предполагают, что купцом, кроме денежного капитала, авансированного на покупку товаров, авансирован дополнительный капитал на покупку и оплату этих средств обращения. Поскольку этот элемент издержек состоит из оборотного капитала, он как дополнительный элемент входит целиком в продажную цену товаров; поскольку он состоит из основного капитала, он входит в неё как дополнительный элемент по мере своего износа; но он входит в неё и как элемент, образующий номинальную стоимость, даже если он, как чисто купеческие издержки обращения, не образует никакого действительного дополнения к стоимости товара. Но весь этот дополнительный капитал, будет ли он оборотным или основным, участвует в образовании общей нормы прибыли».
Торговый, купеческий капитал забрал на себя ряд производительных процессов от капитала производительного, от капитала, который производит стоимость. Процессы эти (отправка, перевозка, хранение и пр.) являются процессами производства, но совершающимися во время процесса обращения. Отсюда путаница в понятиях. Ведь на первый взгляд потребительная стоимость товара, только сошедшего с конвейера и этого же товара, в руках у конечного потребителя, одинакова. Но, например, что будет со скоропортящимся товаром, если он не будет должным образом храниться при соответствующей температуре в холодильнике? Такой товар не продать, товар попросту потеряет свою потребительную стоимость, а значит и меновую стоимость, будет никому не нужен. Данное разъяснение дается для тех, кто по каким-то причинам Капитал в 3-х Томах пока не освоил, но в дискуссиях подобные вопросы встречаются часто и необходимо иметь понимание. Тем, кто прочел, подобное разъяснять не требуется, лучше Маркса разъяснить мало кому удастся.
Итого, транспортные рабочие — это не курьеры, так как непосредственно участвуют в создании стоимости. Сразу ряд профессий, которые появились вследствие разделения труда, такие как: комплектовщики/сортировщики товаров на складах или в магазинах; фасовщики; грузчики; сотрудник торгового зала, выкладывающий товары на полки; водители, перевозящие товары, будь то машинисты товарного электропоезда, пилоты грузового самолета или студент с рюкзаком, который сел на велосипед или самокат, а может и просто идущий пешком – это всё производительные рабочие непроизводительной сферы обращения.
Конечно, транспортные рабочие, по своему положению в процессе производства, объективно, не смогут быть в авангарде пролетарской революции и до конца осуществлять диктатуру пролетариата, но активными участниками общей борьбы им можно и должно быть, в общем ряду со всей массой трудящихся и эксплуатируемых. Это утверждение подробно разобрал В.И Ленин уже в 1-ом же томе своего ПСС: «положение фабрично-заводского рабочего в общей системе капиталистических отношений делает его единственным борцом за освобождение рабочего класса, потому что только высшая стадия развития капитализма, крупная машинная индустрия, создает материальные условия и социальные силы, необходимые для этой борьбы. Во всех остальных местах, при низших формах развития капитализма, нет этих материальных условий… Раздробленная, единичная, мелкая эксплуатация привязывает трудящихся к месту, разобщает их, не дает им возможности уразуметь своей классовой солидарности, не дает возможности объединиться, поняв, что причина угнетения — не та или другая личность, — а вся хозяйственная система. Напротив, крупный капитализм неизбежно разрывает всякую связь рабочего со старым обществом, с определенным местом и определенным эксплуататором, объединяет его, заставляет мыслить и ставит в условия, дающие возможность начать организованную борьбу» (2).
Давайте же называть вещи своими именами, исключим путаницу в понятиях. Транспортный рабочий – не курьер.
-
Этимологический онлайн-словарь Крылова Г. А. (https://gufo.me/dict/krylov/%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%8C%D0%B5%D1%80)
-
В.И. Ленин, ПСС, 5-е изд, Том 1-й, 311 стр.
Артеменков Дмитрий, г. Загорск, МО, член Рабочей партии России