Контрреволюционный переворот, совершенный в СССР в октябре 1961 года, привел в конечном итоге к реставрации капитализма в нашей стране. Но мировое коммунистическое движение не потерпело поражения. Красное знамя подхватили китайские коммунисты. Коммунистическая партия Китая решительно выступила в защиту марксизма-ленинизма против ревизии его фундаментальных положений хрущевцами.
Содержание борьбы Коммунистической партии Китая за ленинизм, хронология событий, а также связанные с этим документы и материалы ЦК КПК и печатного издания ЦК КПК газеты «Жэньминь жибао» представлены в сборнике «Полемика о генеральной линии международного коммунистического движения» (Пекин: Издательство литературы на иностранных языках, 1965. — 615 с.).
В Российской национальной библиотеке (Санкт-Петербург) сборник отсутствует. Книга числится в каталоге Российской государственной библиотеки (Москва), но при заказе по межбиблиотечному абонементу получен отказ. В ответах библиотек дана рекомендация воспользоваться имеющимися текстами сборника в интернете, в частности, на сайте: http://library.maoism.ru/Great_Polemic/ , по которому далее приводятся цитаты.
Борьба китайских коммунистов получила определенное освещение в современной марксистско-ленинской литературе. В частности, в материалах научно-практической конференции, посвященной 135-летию со дня рождения И. В. Сталина, «И. В. Сталин – руководитель государства диктатуры пролетариата» (СПб, 2015) опубликована статья Мао Цзэдуна «К вопросу о Сталине».
Рассмотрим главные пункты разногласий и основное содержание борьбы Коммунистической партии Китая и верхушки КПСС.
Положение о диктатуре пролетариата – главное в ленинизме. Поэтому не случайно, что хрущевцы нанесли удар, прежде всего, по диктатуре пролетариата. В Программе КПСС, принятой на XXII съезде, диктатуру пролетариата выкинули, заменив неким «общенародным государством».
Положение марксизма, что любое государство имеет классовый характер, и никакого общенародного государства не бывает, хорошо известно. Ленин прямо заявлял: «Либо диктатура (т.е. железная власть) помещиков и капиталистов, либо диктатура рабочего класса. Середины нет. О середине мечтают попусту барчата, интеллигентики, господчики, плохо учившиеся по плохим книжкам. Нигде в мире середины нет и быть не может. Либо диктатура буржуазии (прикрытая пышными эсеровскими и меньшевистскими фразами о народовластии, учредилке, свободах и прочее), либо диктатура пролетариата. Кто не научился этому из истории всего XIX века, тот — безнадежный идиот» [Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 39, с. 158].
Попытка изобразить государство общенародным на деле есть прикрытие протаскивания иного классового характера государства. Оценка КПК однозначна: «Отменив диктатуру пролетариата в этих условиях, хрущёвская ревизионистская клика изменила делу социализма и коммунизма». «Говоря без обиняков, так называемая «всенародная демократия», о которой трубит вовсю Хрущёв, так же как и «общенародное государство», это всего-навсего чистейший обман. Собрав старьё у буржуазии и старых ревизионистов, Хрущёв подштопал, починил его и приклеил свою марку не иначе как для того, чтобы обмануть советский народ и революционные народы всего мира, чтобы скрыть свои тёмные дела — измену диктатуре пролетариата и антисоциалистическую деятельность».
КПК подвела к выводу о том, что в результате контрреволюционного переворота была изменена сущность социалистического государства – место диктатуры пролетариата заняло государство диктатуры буржуазии: «Изменив характер советского государства как диктатуры пролетариата, Хрущёв превращает его в орудие для осуществления диктатуры малочисленной буржуазной привилегированной прослойкой над широкими массами советских рабочих, крестьян и интеллигенции».
КПК связывает необходимость диктатуры пролетариата с полным уничтожением классов и классовых различий, что соответствует ленинской позиции. Социалистические страны «ещё очень далеки от уничтожения всех классов и классовых различий, от коммунистического общества, где осуществляется принцип «от каждого по способностям, каждому по потребностям». Поэтому всем социалистическим странам необходимо решительно отстаивать диктатуру пролетариата».
Известно, что в партию объединяются наиболее активные представители класса. Коммунистическая партия – авангард рабочего класса. Любые попытки заменить классовый подход надклассовым, представить коммунистическую партию как общенародную означают измену делу рабочего класса и переход на позиции противоположного класса – буржуазии.
Китайские коммунисты сразу увидели такую подмену в действиях хрущевцев: «Факты со всей ясностью показывают, что, выдвигая так называемую теорию «всенародной партии», хрущёвская ревизионистская клика преследует свою истинную цель — в корне изменить пролетарский характер Коммунистической партии Советского Союза, добиться перерождения марксистско-ленинской партии в ревизионистскую».
Контрреволюционный переворот был совершен одномоментно, но готовился исподволь и длительно. КПК совершенно справедливо отмечает, что «XX съезд КПСС явился первым шагом, с которого руководство КПСС начало своё движение по пути ревизионизма». И далее, «XXII съезд КПСС стал вехой, которая знаменовала то, что руководство КПСС уже шаг за шагом превратило в законченную систему ревизионистскую линию, начатую XX съездом КПСС».
Оценка китайскими коммунистами Программы КПСС однозначна: она «представляет собой грубую ревизию учения о пролетарской революции и диктатуре пролетариата, о пролетарской партии — этой сердцевины марксизма-ленинизма, она объявила, что диктатура пролетариата перестала быть необходимой в СССР и что характер КПСС как авангарда пролетариата уже изменился, и выдвинула нелепую теорию об «общенародном государстве» и «партии всего народа».
Несмотря на обилие коммунистических фраз никакого отношения к развитию коммунизма Программа КПСС не имеет: «Программа КПСС, выдвинутая хрущёвской ревизионистской кликой на XXII съезде КПСС, есть программа псевдокоммунизма, есть ревизионистская программа, направленная против пролетарской революции, на отмену диктатуры пролетариата и пролетарской партии».
Контрреволюционный переворот обозначил начало перехода от коммунизма к капитализму в СССР. Китайские товарищи отмечают: «Хрущёвская ревизионистская клика ликвидирует диктатуру пролетариата под ширмой «общенародного государства», изменяет пролетарский характер КПСС под ширмой «всенародной партии» и расчищает путь для реставрации капитализма под ширмой «развёрнутого строительства коммунизма».
Предатели и ревизионисты в КПСС, обманув рабочий класс и трудящихся, повели страну в капитализм. Китайских коммунистов хрущевцам провести не удалось: «Прикрываясь вывеской «строительства коммунизма», Хрущёв задался целью скрыть свой подлинный, ревизионистский облик. Но эту махинацию не трудно разоблачить. Никогда рыбий глаз не сойдёт за жемчужину, никогда ревизионизм не сойдёт за коммунизм». Китайские коммунисты предупреждали: «Хрущёвский ревизионизм поставил первое в мире социалистическое государство, за создание которого великий советский народ проливал свою кровь, перед небывало серьёзной опасностью — реставрацией капитализма».
Партийное руководство КПСС всячески скрывало от советских коммунистов позицию Коммунистической партии Китая и навязывало свою, ревизионистскую позицию. Рабочему классу, советским коммунистам не удалось вовремя вскрыть обильно смоченный коммунистической фразеологией ревизионизм и предательство в КПСС. Обращение китайских коммунистов, что «при таких обстоятельствах перед советским народом стоит вопрос не о том, как строить коммунизм, а о том, как оказывать сопротивление и вести борьбу против осуществления Хрущёвым реставрации капитализма», оказалось, как показала жизнь, верным и злободневным.
Время показало правоту китайских коммунистов. Социализм в СССР был разрушен; сегодня в России капитализм, и перед российским рабочим классом вновь стоит задача свержения ига капитала. Наоборот, крупнейшая страна социалистического лагеря – Китайская Народная Республика продолжает успешно строить социализм.
В. Галко, член Рабочей партии России, кандидат экономических наук