До 2013 года количество работников, занятых в производстве с вредными и (или) опасными условиями труда, неуклонно росло, о чем били тревогу Минтруд и Минсоцздрав. Однако начиная с 2014 года ситуация сначала стабилизировалась, а с 2017 года количество работников, подвергающимся воздействию вредных и опасных производственных факторов по отдельным отраслям снизилось настолько драматически, что Росстат стал выносить данные с 2017 года в отдельные таблицы.
Очевидно, что такое улучшение условий труда не могло явиться результатом масштабного переоснащения рабочих мест и внедрения новых безопасных технологий. Внедрение новых, высокотехнологичных и безопасных средств производства должно сопровождаться увеличением производительности труда и ростом экономики, чего мы не наблюдаем с 2014 г. Очевидно, причина кроется в чем-то другом.
Кроме присоединения Крыма к Российской Федерации, в 2014 году произошло ещё одно знаменательное событие — вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Согласно п. 1 статьи 3 этого закона, «Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также — вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. Согласно п. 2. данной статьи «По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах».
Согласно статье 7 426-ФЗ, результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для:
1) разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;
2) информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;
3) обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты;
4) осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
5) организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;
6) установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций;
7) установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;
8) расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
9) обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
10) подготовки статистической отчетности об условиях труда;
11) решения вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
12) рассмотрения и урегулирования разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между работниками и работодателем и (или) их представителями;
13) определения в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и с учетом государственных нормативных требований охраны труда видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объема и условий их предоставления;
14) принятия решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий работников;
15) оценки уровней профессиональных рисков;
16) иных целей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. (Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2020 года Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 451-ФЗ.
Т.е, согласно 426-ФЗ, объективно проведенная СОУТ может принести работникам много пользы, так как позволит не только выявить вредные и опасные факторы на производстве, но и реально помочь сохранению и укреплению здоровья работников, которое является предметом неусыпной заботы российского государства. В то же время, добросовестные работодатели, обеспечивающие безопасные условия труда для своих сотрудников, могут получить реальные скидки к страховым на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и снизить страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
К сожалению, в отличии от государственной аттестации рабочих мест, проведение СОУТ передано в частные руки, а заказчиками являются работодатели, что порождает широкие возможности для злоупотреблений. Яркие примеры таких злоупотреблений можно найти, например, при проведении СОУТ на автомобильном транспорте.
Каждый, кто сталкивался так или иначе с автомобильным транспортом, начиная с детского сада, знает, что автотранспорт представляет из себя некую реальную опасность. Хроника ДТП свидетельствует, что зачастую жертвами и пострадавшими становятся не только пассажиры и пешеходы, но и сами водители. Не догадываются об этом только эксперты по специальной оценке условий труда, регулярно признающие условия труда водителей допустимыми.
Согласно Правилам по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденным Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 6 февраля 2018 г № 59н «Об утверждении Правил по охране труда на автомобильном транспорте», п. 7. «При эксплуатации транспортных средств на работников возможно воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов, в том числе:
- движущихся машин и механизмов, подвижных частей технологического оборудования, инструмента, перемещаемых изделий, заготовок, материалов;
- падающих предметов (элементов технологического оборудования, инструмента);
- острых кромок, заусенцев и шероховатостей на поверхности технологического оборудования, инструмента;
- повышенной запыленности и загазованности воздуха рабочей зоны;
- повышенной или пониженной температуры поверхностей технологического оборудования, материалов;
- повышенной или пониженной температуры воздуха рабочей зоны;
- повышенного уровня шума на рабочем месте;
- повышенного уровня вибрации;
- повышенной или пониженной влажности воздуха;
- повышенной или пониженной подвижности воздуха;
- отсутствия или недостаточности естественного освещения;
- недостаточной освещенности рабочей зоны;
- физических перегрузок;
- нервно-психических перегрузок.
Очевидно, что при проведении СОУТ, все перечисленные вредные и/или опасные факторы должны быть включены в перечень вредных и/или опасных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям. Анализ сводных ведомостей проведенной СОУТ на различных автопредприятиях показывает, что далеко не все они включаются в перечень, и, следовательно, не измеряются и не учитываются при определении класса опасности рабочих мест.
Ряд факторов, перечисленных в данных Правилах, например, наличие движущихся машин и механизмов, подвижных частей технологического оборудования, а также нервно-психические перегрузки, связанные с вождением, являются неустранимыми, поэтому класс вредности по условиям труда водителей автотранспорта, пассажирского наземного транспорта и трактористов, что вполне логично, не может быть меньше 3.1.
Согласно п. 3 указанных Правил, «Работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; обеспечивать работников, выполняющих работы по эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту и проверке технического состояния транспортных средств (далее — работники) оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей, знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельность[1]». К таковым относятся, в том числе, карты специальной оценки условий труда, с которыми работодатель обязан познакомить работников.
Согласно п.8 указанных Правил, «При организации производственных процессов, связанных с возможным воздействием на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, работодатель обязан принимать меры по их исключению или снижению до допустимых уровней воздействия, установленных требованиями соответствующих нормативных правовых актов». Если вредные факторы не были идентифицированы и не измерялись, то никаких мер по их исключению или снижению работодатель предпринимать не будет, что неизбежно скажется на здоровье работников.
При невозможности исключения или снижения уровней вредных и (или) опасных производственных факторов до уровней допустимого воздействия в связи с характером и условиями производственного процесса выполнение работ без обеспечения работников соответствующими средствами индивидуальной защиты запрещается». Российский комитет рабочих в своем постановлении от 21.03.2021 ««О включении в коллективный договор норм труда и оплаты, правил и норм охраны труда и техники безопасности, отвечающих интересам работников» рекомендует каждому рабочему выяснить те характеристики своего рабочего места, отклонение от которых создает угрозу жизни и здоровью, что дает основание (ст. 379 ТК РФ) отказаться от выполнения такой работы до устранения нарушений.
О наличии тяжелых работ, вредных и(или) опасных условиях труда у водителей говорит также пункт 11 указанных Правил, согласно которому «работодатель должен обеспечить прохождение работниками обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров в соответствии с Порядком проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда[2]».
К таким производственным факторам у водителей относятся локальная (п. 3.4.1) и общая вибрация (п. 3.4.2); производственный шум (при отнесении условий труда по данному фактору по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда к вредным условиям труда) (п. 3.5); инфразвук (п. 3.7), пониженная (п. 3.8) или повышенная (п. 3.9) температура в производственных помещениях и на открытой территории (при отнесении условий труда по данному фактору по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда к вредным условиям труда) (п. 3.8 и 3.9); тепловое излучение (п. 3.10), световая среда (п. 3.12) (искусственное и естественное освещение) (при отнесении условий труда по данному фактору по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда к вредным условиям труда), а также факторы производственного процесса: физические перегрузки (физическая динамическая нагрузка, масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную, стереотипные рабочие движения, статическая нагрузка, рабочая поза, наклоны корпуса, перемещение в пространстве) (при отнесении условий труда по данным факторам по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда к подклассу вредности 3.1 и выше (п. 4.1); сенсорные нагрузки (п. 4.4), в том числе 4.4.1 и 4.4.2 – размер объекта различения (при отнесении условий труда по данному фактору по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда к вредным условиям).
Не исключено также воздействие химических факторов: бензин, окись углерода, сажа и др. У водителей электротранспорта присоединяется также воздействие электромагнитного поля.
В перечень работ, при которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, включено управление наземными транспортными средствами (п. 27) всех категорий.
Еще одним свидетельством того, что работа является тяжелой, а условия труда — вредными и(или) опасными, является ограничение по возрасту.
Согласно «Перечню тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет», утвержденному Постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 г. № 163, в ред. Постановлений правительства РФ от 20.06.2001 № 473, от 20.06.2011 № 479), к таким работам относятся работы, выполняемые по профессии: 1947. Водитель трамвая, 1948. Водитель троллейбуса, 2111 Водитель автомобиля, 1191 Тракторист.
Транспортные средства, которыми управляют водители, является источником повышенной опасности для окружающих. Согласно статье 1079 «Ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих» Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 (ред. От 27.12.2019, с изм. От 28.04.2020), п.1 «Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего».
Тем самым транспортные средства и механизмы признаются источником повышенной опасности, из чего следует, что 1) транспортное может также представлять опасность для того, кто его эксплуатирует; 2) для водителя опасность представляют также транспортные средства других участников дорожного движения; 3) управление источником повышенной опасности создает значительные нервно-эмоциональные нагрузки на водителя; 4) ответственность за безопасность других людей создает дополнительную психоэмоциональную нагрузку. Отсутствие учета этих факторов при проведении специальной оценки условий труда не только ведет к необоснованному занижению класса опасности рабочих мест водителей, но и, по сути, противоречит Гражданскому кодексу Российской Федерации.
При проведении специальной оценки условий труда возможно два противоположных подхода: объективный, основанный на данных научных исследований, строгом соблюдении методики проведения СОУТ, проведении необходимых замеров и испытаний и анализе полученных результатов; и субъективный, основанный на стремлении угодить заказчику — работодателю, стремящемуся снизить расходы на заработную плату и социальное страхование.
Ярким примером этих двух противоположных подходов является ситуация с проведением СОУТ в ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». В 2016 г в ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет имени И. И. Мечникова Суховой Я. М. была защищена кандидатская диссертация по специальности 14.02.04 — медицина труда на тему «Оценка профессионального риска здоровью водителей специализированного автотранспорта». Автором были изучены условия труда водителей специализированного автотранспорта (САТ) транспортного парка ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». Установлено, что в профессиональной деятельности на водителей САТ ведущее негативное действие оказывают факторы трудового процесса. При этом тяжесть труда по показателю «фиксированная рабочая поза» была оценена как вредный первой степени (класс 3.1). Ведущим вредным производственным фактором водителей оказалась повышенная напряженность труда, оцененная как вредный второй – третьей степени (класс 3.2-3.3). Установлено, что для водителей САТ характерен широкий спектр нарушений здоровья, проявляющийся высоким уровнем заболеваемости с временной утратой трудоспособности (ЗВУТ), оцениваемые как «высокие» и «очень высокие» (104,7 случаев и 1356,7 дней нетрудоспособности на 100 водителей в год), прежде всего, заболеваниями глаз (65,4%), системы кровообращения (46,6%) и органов пищеварения (12,1%) с преимущественно высоким уровнем профессиональной обусловленности.
Установлено, что у профессиональных водителей отмечается высокий риск гипертонической болезни I ст. (относительный риск. RR=2,2, степень производственной обусловленности, EF=54,5%), энцефалопатии сосудистого генеза (RR=1,6, EF=37,5%), дорсопатий пояснично-крестцового уровня (RR=2,9 EF=65,7%), гиперметропии (RR=2,1, EF=52,4%).
Таким образом, в результате диссертационного исследования были получены научные данные, подтверждающие наличие у водителей специализированного автотранспорта профессиональной вредности на уровне 3.2-3.3 класса, а также повышенный риск профессиональной заболеваемости.
В том же году в ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», в том числе в филиале «Транспорт и логистика» была проведена специальная оценка условий труда. Специальную оценку условий труда на предприятии проводили Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Северо-Западный Региональный Центр Охраны Труда» и эксперт Летникова К. Ю. (номер в реестре экспертов 619) Заказчик остался доволен результатами СОУТ, о чём свидетельствует благодарственное письмо ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» на официальном сайте АНО ДПО «Северо-Западный Региональный Центр Охраны Труда»:
[1] Статья 22 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; № 52, ст. 6986).
[2] Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (зарегистрирован Минюстом России 21 октября 2011 г., регистрационный № 22111) с изменениями, внесенными приказами Минздрава России от 15 мая 2013 г. № 296н (зарегистрирован Минюстом России 3 июля 2013 г., регистрационный № 28970) и от 5 декабря 2014 г. № 801н (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2015 г., регистрационный № 35848).
Каковы же эти результаты, что так обрадовали руководство ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»? Согласно сводной ведомости результатов проведения специальной оценки условий труда филиала ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга «Транспорт и логистика» у всех водителей автомобиля, машинистов экскаваторов, машинистов буровой установки, трактористов установлен 2 класс условий труда, такой же, как у директора филиала, главного бухгалтера, начальника отдела кадров, руководителей служб, инженеров и всех остальных работников. Воистину «правильно» проведенная СОУТ стирает границы между людьми умственного и физического труда, начальниками и подчиненными и уравнивает обе стороны «социального партнерства»! Только вот здоровье работников от этого почему-то не улучшается, и заболеваемость с временной утратой трудоспособности остается на очень высоком уровне. А где же была, куда смотрела профсоюзная организация? Она в лице председателя профкома Краснощекова И. А. согласилась с результатами проведенной в интересах работодателя СОУТ.
В 2016 году ситуация с СОУТ на автомобильном транспорте была плачевной для работников автопредприятий. Немногим лучше она и сегодня. Так, в ОАО «Коломяжское», Санкт-Петербург, по результатам СОУТ в 2019 и 2020 г.г. на рабочих места водителей автомобилей, водителей погрузчиков, трактористов, машинистов кранов и многих других установлен 2 класс условий труда, наряду с юрисконсультами, инженерами, бухгалтерами и начальниками разного уровня.
А между тем, согласно Отраслевому соглашению по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020-2022 годы, п. 4.3. работодатели в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта обязуются:
— соблюдать Правила по охране труда на автомобильном транспорте, утверждённые приказом Минтруда России от 06 февраля 2018г. № 59н;
— применять при проведении специальной оценки условий труда на рабочих местах всех водителей транспортных средств положения приказа Минтруда России от 30 июня 2017г. № 543н «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах водителей городского наземного пассажирского транспорта общего пользования».
На этом приказе надо остановиться подробнее, поскольку его принятие явилось результатом активной позиции Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, который после анализа практики проведения СОУТ на рабочих местах водителей в ряде регионов Российской Федерации, выявившего несоответствие реальных условий труда установленному классу вредности, массовое необоснованное снижение класса вредности на рабочих местах, по сравнению в результатами действовавшей ранее аттестации рабочих мест по условиям труда, из-за отсутствия учета многих вредных факторов, сопровождающих труд водителя городского пассажирского транспорта, начал борьбу за проведение СОУТ в интересах работников.
Еще в 2015 году ЦК профсоюза письмом № ОТ-238 от 2 ноября 2015 г. в адрес Минтруда России выразил обеспокоенность существованием рисков необъективного определения класса вредности на рабочих местах водителей автобусов, троллейбусов, трамваев, работающих на регулярных перевозках пассажиров и багажа в городском сообщении при проведении специальной оценки условий труда в соответствии с вновь утвержденной Методикой. В ряде отраслевых предприятий имело место необоснованное снижение класса вредности на рабочих местах по результатам проведения СОУТ.
По мнению ЦК профсоюза, Методика проведения СОУТ не учитывала то, что в процессе профессиональной деятельности водителей, на них распространяется целый ряд нормативных требований, неисполнение которых может привести к тяжким последствиям или повлечь дисциплинарную, административную, а в отдельных случаях, уголовную ответственность водителя.
ЦК профсоюза посчитал, что все нормативные требования для осуществления безопасного производственного процесса (управление источником повышенной опасности) должны подлежать учёту и оценке при проведении СОУТ на рабочих местах водителей.
Не должно было остаться без внимания то, что в обязанность водителей, работающих на регулярных городских пассажирских маршрутах, входит обеспечение безопасности пассажиров, ответственность за их жизнь и здоровье в процессе перевозки, а также другие факторы напряженности, которые не могут быть измерены в абсолютных величинах.
Анализ дорожной обстановки, выбор безопасной скорости движения, выполнение всех предписаний дорожных знаков, световых приборов и дорожной разметки, предусмотренных Правилами дорожного движения, умение ориентироваться в дорожной обстановке при помощи зеркал заднего вида, контроль обстановки в салоне при помощи салонного зеркала, контроль за показаниями приборов на приборной панели и многое другое являются частью обязательных квалификационных требований к водителю при профессиональном отборе.
Профсоюз посчитал, что, все эти факторы должны в обязательном порядке найти своё отражение в особенностях при проведении специальной оценки условий труда на рабочих местах водителей.
Позиция профсоюза была поддержана Министерством транспорта Российской Федерации, Российским автотранспортным союзом, Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
В 2017 году «Особенности проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах водителей городского наземного пассажирского транспорта общего пользования» были утверждены Минтрудом России и зарегистрированы Минюстом России.
Согласно п. 4 приказа Минтруда России от 30 июня 2017г. № 543н «Проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах водителей осуществляется во время специального рейса при работе на маршруте в эксплуатационном режиме, определенном руководством по технической эксплуатации транспортного средства и должностной инструкцией водителя».
Согласно п. 5 исследованиям (испытаниям) в обязательном порядке подлежат следующие вредные и (или) опасные производственные факторы:
а) шум;
б) электростатическое поле (для троллейбусов, трамваев);
в) виброакустические факторы;
г) параметры микроклимата;
д) тяжесть трудового процесса (рабочая поза (работа в вынужденном (фиксированном) положении;
е) напряженность трудового процесса (длительность сосредоточенного наблюдения (необходимость постоянного наблюдения за проезжей частью, салоном транспортного средства); плотность сигналов и сообщений в единицу времени, в том числе указанных в пункте 6 настоящих Особенностей; число объектов одновременного наблюдения, в том числе указанных в пункте 6 настоящих Особенностей; нагрузка на слуховой анализатор (необходимость восприятия речи диспетчера, пассажиров и сигналов от участников дорожного движения); активное наблюдение за ходом производственного процесса; нагрузка на голосовой аппарат (при отсутствии автоматических устройств для информирования пассажиров).
К объектам одновременного отделения, согласно п. 6 настоящих Особенностей, относятся наблюдаемые водителем дорожные знаки, сигналы светофора, дорожная разметка, световые и звуковые сигналы других транспортных средств, сигналы регулировщика, пешеходы, путевые сигналы, показания индикаторов на панели приборов транспортного средства, открытие и закрытие дверей, посадка, высадка пассажиров и их поведение в салоне.
Понятно, что значительная часть этих сигналов, за исключением связанных с пассажирами, одновременно наблюдается водителями любого транспортного средства, а у водителей специальных транспортных средств к ним добавляется управление специальным навесным оборудованием и наблюдение за его работой.
Согласно п. 9. в ходе отнесения условий труда на рабочих местах к классу (подклассу) условий труда по напряженности трудового процесса итоговый класс (подкласс) повышается на одну степень в связи с осуществлением водителями профессиональной деятельности в условиях дефицита времени, с высокой значимостью возможной ошибки, возможностью возникновения особых дорожных ситуаций, способных создать риск для жизни и здоровья других лиц.
Согласно действующему Отраслевому соглашению, методика, изложенная в приказе Минтруда России от 30 июня 2017г. № 543н «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах водителей городского наземного пассажирского транспорта общего пользования», которая учитывает напряженность трудового процесса, должна применяться при специально оценке условий труда водителей всех транспортных средств. Целесообразно закрепить эту норму в проектах коллективных договоров, составленных работниками или добиться принятия её в виде дополнения к действующему коллективному договору. Поскольку экспертами, проводящими СОУТ в автотранспортных предприятиях, особенности труда водителей полностью игнорируются, что приводит к признанию их допустимыми (класс 2), профсоюзным организациям автопредприятий необходимо добиваться отмены результатов СОУТ, проведенных без применения «Особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах водителей городского наземного пассажирского транспорта общего пользования», в том числе путем обращения за государственной экспертизой условий труда и в судебном порядке.
Работникам и профсоюзным организациям следует помнить, что за 2 классом условий труда, особенно если он не соответствует действительности, стоит недополученная заработная плата, удлиненный рабочий день, сокращенный отпуск и потеря здоровья.
Согласно ст. 147 ТК РФ «Оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда», в зависимости от класса опасности, устанавливается повышенная оплата труда. При этом минимальный размер повышения оплаты труда составляет 4% от тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда, но эта величина может быть и больше, если это установлено коллективным договором.
Согласно ст. 117 ТК РФ «Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда», работникам, занятым во вредных условия труда класса 3.2, 3.3 или 3.4 степени или опасных условиях труда, положен дополнительный отпуск минимальной продолжительностью 7 дней. Согласно отраслевому соглашению и коллективный договору, дополнительный отпуск может быть установлен в большем размере, чем это записано в Трудовом кодексе Российской Федерации.
Ст. 92 ТК РФ «Сокращённая продолжительность рабочего времени» говорит о том, рабочий день тех, кто трудится на рабочих местах с вредными условиями труда 3.3, 3.4 класса или опасными условиями труда, должны работать не более 36 часов в неделю.
Согласно ст. 222 ТК РФ «Выдача молока и лечебно-профилактического питания», работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда положено выдавать молоко, которое на основании КД и трудового договора может быть заменено денежной компенсацией, а в особо вредных условиях — лечебно-профилактическое питание.
Работники, занятые во вредных и (или) опасных условиях труда, согласно ст. 30 «Сохранение права на досрочное назначение пенсии» Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», имеют право на досрочный выход на пенсию.
Все эти меры направлены на сохранение жизни и здоровья работников, поэтому борьба за объективное проведение СОУТ и установление повышенных льгот и компенсаций по её результатам является одной из главных задач профсоюзной организации.
Помимо уже перечисленных вредных и опасных факторов особенностью труда водителей является неблагоприятный режим труда, обусловленный спецификой трудовой деятельности, констатирует Нижегородский НИИ гигиены и профпатологии. Особенностью труда водителей является раннее начало и позднее окончание рабочей смены, периодическая смена графика работы, в том числе графика движения. По заключению института, это приводит к ломке рабочего стереотипа, биоритмов, нарушению сна. Научно доказано, что сменная работа является фактором риска развития многих заболеваний, в том числе сахарного диабета и рака поджелудочной железы.
Признав рабочее место водителей допустимым на основании СОУТ, работодатели не стесняются составлять такие графики работы, которые позволяют максимально использовать технические ресурсы за счет здоровья работников. Такими являются, например, сдвоенные ночные смены, режим работы 12 через 12 часов.
Долгожданный Приказ Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 16 октября 2020 г. № 424 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей», зарегистрированный Минюстом 9 декабря 2020 года, казалось бы, должен положить конец этой вакханалии. Но поскольку руководство автотранспортных предприятий не ведет настоящий учет рабочего времени, регистрируя начало и конец рабочей смены так, чтобы не нарушать закон, без активного вмешательства самих работников, объединенных в профсоюзы, здесь тоже не обойдется.
Для того, чтобы СОУТ не превратился в мероприятие, ухудшающее положение работников, работникам необходимо:
- организовать на предприятии первичную профсоюзную организацию или завоевать большинство в уже имеющемся профсоюзной организации, добившись перевыборов подконтрольного администрации профсоюзного комитета. Согласно 426-ФЗ, в комиссию по СОУТ включаются представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии) (ст. 9 п. 2);
- выбрать и обучить профсоюзных уполномоченных охране труда. Согласно Федеральному закону Российской Федерации «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности от 12.01.1996 № 10-ФЗ, ст. 20, п. 2 «Профсоюзы осуществляют профсоюзный контроль за состоянием охраны труда и окружающей среды через свои органы, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, а также собственные инспекции по охране труда, действующие на основании положений, утверждаемых профсоюзами;
- организовать на предприятии постоянно действующий комитет (комиссию) по охране труда на основании ст. 218 Трудового кодекса Российской Федерации, в задачи которого входит, в том числе, организация проверок условий и охраны труда на рабочих местах, информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда;
- изучить ТК РФ, особенно раздел X «Охрана труда», 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», Методику проведения специальной оценки условий труда, иные нормативные акты, касающиеся охраны труда в своей отрасли, 10-ФЗ «О профессиональных союзах…», Правила охраны труда в своей отрасли, отраслевое соглашение, образцы прогрессивных коллективных договоров, заключенных на предприятиях своей или смежных отраслей; Методические рекомендации «Организация работы представителей выборного органа первичной профсоюзной организации в составе комиссии, проводящей специальную оценку условий труда», составленные Федерацией профсоюзов Свердловской области, свои должностные инструкции, инструкции по технике безопасности, журналы производственного контроля;
- составить и представить в комиссию по СОУТ свои предложения по идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов;
- составить проект прогрессивного коллективного договора или проект изменений и дополнений в разделы «Охрана труда и здоровье» «Рабочее время», «Оплата труда» и другие действующего коллективного договора, где закрепить повышенные гарантии и компенсации работникам в случае признания их рабочих мест вредными и (или) опасными.
- контролировать проведение идентификации и замеров вредных и (или) опасных производственных факторов на своем рабочем месте;
- предоставлять работодателю, организации, проводящей СОУТ и в выборный орган первичной профсоюзной организации свои замечания и возражения относительно результатов СОУТ, проведенной на своем рабочем месте;
- поддерживать коллективными действиями первичную профсоюзную организацию в борьбе за улучшение условий и охраны труда, в том числе при проведении и использовании результатов СОУТ в интересах работников.
Первичным профсоюзным организациям, согласно постановлению Российского комитета рабочих от 18.10.2020 «Борьба за улучшение условий и охраны труда с учетом проведения СОУТ»:
- необходимо организовывать собственные инспекции по охране труда и активно участвовать в проведении СОУТ на всех этапах;
- помогать работникам в составлении замечаний и возражений по результатам СОУТ в письменном виде и предоставлять их в виде требований работодателю;
- на основании письменных замечаний и возражений работников готовить мотивированные предложения работодателю о проведении внеплановой СОУТ и требовать её проведения;
- участвовать в разработке и требовать от работодателя выполнения плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда по результатам СОУТ;
- не допускать отмены льгот и компенсаций работникам по результатам СОУТ без действительного улучшения условий труда;
Борьба за безопасность каждого рабочего места будет эффективной, если она сочетается с борьбой за увеличение оплаты труда и сокращение рабочего времени.
Канд. медицинских наук Д.Б. Дегтерев