О работе на стройках «Газпрома»

Интервью с рабочим из Оренбурга.


Оренбуржье – некогда промышленный центр, теперь после контрреволюции превратился в мечту капиталистов из девяностых.

Крупнейшие предприятия и промышленность свернуты. Осталась их малая часть. В районных центрах и городах областного подчинения работу найти еще труднее, чем в самом Оренбурге. Но капитал все равно приходит за рабочей силой. Он приходит за рабочими на удаленные нефтегазовые стройки. Удаленная работа предполагает вахтовый метод 30 на 30. На практике же оказывается, что даже вахтового метода никакого нет. Есть так называемые «командировки».  Работодатель обещает зарплату по 50-60 тысяч рублей, а некоторым даже по 30-40 тысяч. Для нашего региона это замечательная зарплата, но за какое количество фактически отработанного времени? Рабочий день 12, 16 или 20 часов. В итоге рабочие работают на удаленных, опасных, вредных работах в тяжелых условиях севера за такую же зарплату, что и могли получать в самом городе. Просто из-за сверхпереработок она получается немного больше. Оплата за переработки по двойному не производится. Девятнадцатый век? Нет, это двадцать первый век в условиях капитализма.

Об условиях труда и о такой работе я попросил рассказать одного из таких рабочих. Фамилия и имя этого человека не раскрывается, т.к. он продолжает работу в этой фирме.

Здравствуй. Расскажи, как начал работать, кем и где ты работаешь, в какой организации?

Закончил техникум. Затем поступил в институт на ускоренный курс после техникума на инженера – электроника. После окончания устроился на работу в местную нефтяную организацию по специальности. При устройстве подписал срочный трудовой договор сроком на 1 год, проработал на протяжении полутора лет, затем в организации началось сокращение, и меня попросили подписать заявление на увольнение по собственному желанию.

Другими словами, не сократили, а попросили написать заявление?

Да я не хотел скандалить, и они сказали, что при случае могут потом позвонить, и я сам уже не хотел там работать.

Хорошо, куда потом?

Потом несколько месяцев был вынужден сидеть без работы. Затем через знакомого устроился на работу в фирму, в которой сейчас работаю «АСУ ПРО». (прим. организация как правило работает на удаленных объектах). Сначала прошел курс по технике безопасности. Ничего конкретного о месте работы мне не говорили. После курса по ТБ заключили срочный трудовой договор на 1 год и отправили на объект.

 Расскажи, что это за объект

Объект полностью называется Пунгинское ПХГ (прим. подземное хранилище газа), находится на Пунгинском месторождении. Рядом течет небольшая река Пунга в Ханты-Мансийском автономном округе, недалеко от города Югорск. От города еще двести километров по «зимнику». Летом попасть туда можно было только на вертолёте от города Нягань.

Расскажи, в каких условиях ты оказался.

Приехали мы в Югорск вшестером. Нас встретила служебная машина УАЗ «Буханка».  Ехали по зимней дороге часа два.  Доехали до производственной площадки. На тот момент активно велась стройка, поэтому никакого забора или серьезной охраны не было.  Встретились с начальством.

Пунгинское ПХГ кому принадлежит, кто заказчик стройки?

Заказчиком является сам Газпром. Генеральным подрядчиком была фирма «Стройгазмонтаж», которая принадлежит Ротенбергам. Наша фирма была уже в подряде у «Оргэнергогаза».

«Оргэнергогаз» даже генподрядчиком не был?

Да там целая цепочка, мы были какими -то субсубподрядчиками.

Хорошо, встретились с начальством…

Да, нас встретил работник фирмы как бы внештатный сотрудник службы корпоративной защиты. Если проще сказать, то «стукачок». Должность у него была такая следить за состоянием мест проживания и за рабочими. Вылавливал алкоголиков и пр.

Дальше отправились в городок. Там стояли модульные общежития, в которых жили люди из других организаций, а рядом стояли вагончики-бытовки. Нас поселили в эти бытовки, которые не предназначены для жизни. Внутри там были выключатель, лампочка, окно пластиковое. Никаких шкафов, никаких вешалок. Все делали потом сами. Попал я в одну из таких бытовок к волгоградским рабочим. По какой-то причине в тот момент они не были на работе, зато уже были сильно пьяные. Половики все смятые, бардак полный, пьянки. Зашел я, посмотрел на это все и схватился за голову. Поначалу было диковато. Но потом пожил неделю, другую и стал привыкать, деваться некуда.

А где ты там спал?

Было тесновато. В небольшой бытовке стояло три двухъярусных кровати. Шесть спальных мест. Благо, что не все места были заняты. Нас жило четверо. Ни воды, ни раковины в вагончике не было. Ходили к смежным организациям в столовую, и там у них были умывальник и туалет. Мы пользовались их ресурсами.

Кормили как?

В столовой другой организации, с которой у нашей фирмы был договор. Завтрак, обед, ужин. Поел, потом расписался.

Само питание было приемлемо?

Когда только приехал, в феврале, кормили хорошо. Ближе к лету, когда начались гонки, когда понагнали народу, стало хуже. По слухам, только в обед проходило по четыреста человек. Столовая сама по себе была небольшая, соответственно еда стала хуже. Ложки недомытые, рис недоваренный и т.д.

Вы жили в бытовках, а где жили остальные?

Остальные жили в «коттедже». Так называли недостроенное двухэтажное здание, без нормальной внутренней отделки. Потолок бетонный, пол бетонный. В этом «коттедже» жило до 60 человек.

На втором этаже была одна большая комната. Там стояло около 12 -15 двухъярусных кроватей. Два санузла на всех. На одном этаже одна душевая, две стиральные машинки и два умывальника. На другом один умывальник и стиральная машинка. На 60 человек в целом было три умывальника, не считая кухонного. Кто-то умудрялся и там зубы почистить.

Приехал как-то соучредитель фирмы. И там, где была умывалка, небольшая комната, хотел еще и туда кроватей десять поставить. Но люди уже тогда сильно возмутились. Если б так сделали, то остался бы один умывальник на 60 человек.

До того, как я приехал на объект, там еще не было столовой. И у людей была одна плитка на 30–40 человек, питались в основном консервами. Некоторые не выдерживали такие условия. Было очень много увольнений. По 10–15 человек увольнялись.

Как там с водой у вас было?

Люди, которые работали уже до меня, рассказывали, что вода из-под крана была желтоватого оттенка с запахом сероводорода. Можно было набрать неполную бутылку, потрясти и поджечь. Выделялся газ и можно было увидеть легкое пламя. Сам я это не видел. Потом там поставили трехступенчатый фильтр.

 Ваша фирма на этой стройке конкретно чем занималась?

Занимались прокладкой кабеленесущих систем, т.е. лотки, постройка стоек, полок для кабелей. Под пожарные системы, системы контрольно-измерительных приборов (прим. КИП и А) и электрику. Также фирма занималась пусконаладочными работами как по КИП и А, так и по электрике.

Какие условия труда были?

Рабочий день начинался в восемь утра, заканчивался в семь вечера. Иногда оставались на «вечеровки».   Могли оставить на работе часов до 11 вечера.  Когда начались гонки, некоторые не спали по двое суток. Отработав день и ночь, начальство недоуменно спрашивало у некоторых, почему не вышли с утра на работу.

Работали мы в цеху, делали лотки. На несколько бригад, где-то на тридцать-сорок человек было всего две болгарки одна маленькая, одна большая. Соответственно кто-то стоит ждет, кто-то работает. Зато начальство потом ходит и орет, что мы всё медленно делаем и плохо работаем и не успеваем в сроки. Заказчик потом потребовал, людей и наша организация понагнала народу. Набирать стали всех подряд из разных городов. Так как работа была не слишком мудрёная и нужна была дешевая рабочая сила, стали набирать даже бывших заключенных. Они, конечно, работать быстро перестали. Начали пить, устраивать дебоши и драки.

А как там с техникой безопасности?

Да никак. Никто за ней не следил. Один парень на моей памяти упал со стремянки, ушиб почку. Говорят, остался инвалидом.

Тебя отправляли в командировку на сколько дней?

Сразу отправляли на 55 дней. Сама командировка 49 дней и по три дня на дорогу туда и обратно. Когда срок командировки подходил к концу, просили остаться и продлить еще немного. Некоторые соглашались. Один рабочий там семь месяцев работал. Выходных на работе я почти не видел. За командировку могли дать отдохнуть в выходные от силы один-два раза. Потом я узнал, что отдел кадров нам работу в выходные дни не проводил. Как-будто мы в выходные дни не работали.

А вот после командировки сколько отдыхать давали?

Бывало приедешь, через десять дней уже звонят. Так и так, мол, людей не хватает надо приехать. В среднем получалось отдыхать около двух недель. Потом на работу. Когда отдыхаешь ничего не платят.

Т.е. 55 дней на две недели.

Да, порой командировка могла быть и еще больше, если продляли.

Заработная плата как?

Я устроился в феврале, зарплату получил только в апреле месяце. И то, когда всем заплатили, то про меня забыли. Пришлось звонить в бухгалтерию напомнить о себе.

Расчётные листы вам давали?

Никогда никаких расчетных листов я не видел.

Какие перспективы ты видишь у этой фирмы?

Пока работаю, уже на другом объекте. Здесь получше, но маразма хватает. Перспектив никаких позитивных не вижу.

А коллективные выступление рабочих были у вас? Может, вы выдвигали какие-нибудь требования?

Да нет, не было. В основном все боятся. Если начинаешь что-то говорить, то начальство намекает, что таких, как мы, за забором полно.

Может у вас есть профсоюз или коллективный договор?

Нет, не слышал. Если б появился, то по крайне мере точно на слуху было бы.

Я кидал ссылку тебе на группу Рабочей Партии России, ознакомился? Там есть материалы интересные и ссылки на интернет-ресурсы, Фонд Рабочей Академии, например.

Да кое-что посмотрел, но пока детально изучить не получилось. Времени не было.

Хорошо, спасибо за разговор. С материалами ознакомься.

Ознакомлюсь, как время будет.

 Послесловие

Сам рабочий, у которого я брал интервью, живет в Оренбурге. У него есть семья, ребенок. Человек с высшим образованием.

Такую картину можно встретить по всей России

Из-за угробленной промышленности, в мелких городах и даже в областных центрах, рабочие  стремятся найти заработок. И они его находят. Практически в каждом городе можно встретить такую фирму, которая берет подряды у нефтегазовой отрасли. По сути капитал высасывает, через эти фирмы дешевую рабочую силу из внутренних регионов России. Из-за отсутствия работы и производства, российская буржуазия превращает некогда высококвалифицированных рабочихв дешевую рабочую силу. Это напоминает искусственное перенаселение, которое описывал Маркс в первом томе Капитала. Английская буржуазия выгоняла со своих земель крестьян-собственников, сгоняла их на фабрики или к лендлордам на жуткие условия труда. Но это было в девятнадцатом веке. Сейчас век двадцать первый.

Наш народ, сделавший Великую Октябрьскую Революцию, построивший коммунизм, оказался на задворках истории.

Буржуазия продолжает грабить и эксплуатировать Россию. Она гробит народ, превращает его в рабов и скот. Капиталисты за последние годы отняли у рабочих всевозможные надбавки: за вредность, опасные и вредные факторы, а о некогда существовавших «полярках» уже давно никто не слышал. И вот они уже добрались и до пенсионного возраста.

Страна откатилась назад на полтора века. И спасти ее может только сам народ, трудящиеся. Никто не поможет рабочему классу вырваться из этой бездны и мрака, если он сам не будет бороться. Освобождение рабочего класса – дело рук самого рабочего класса. Присоединяйтесь к борьбе, объединяйтесь с другими рабочими. Никто вам не поможет, пока вы сами себе не поможете. Вступайте в Рабочую партию России!

Беседовал Вахитов Р.Ф., член Рабочей партии России

Вам может также понравиться...

Закрепите на Pinterest