А.Н.Родионов,
член Рабочей партии России
Подобно тому, как философия находит в пролетариате свое материальное
оружие, так и пролетариат находит в философии свое духовное оружие…
К. Маркс.
Немалое огорчение вызывает у меня раздор между РКРП и РПР вокруг выборов президента. Да, думаю, и у многих других, начинающих свое становление в коммунистической идее, возникают подобные чувства в отношении происходящего. Одна уважаемая организация решила предложить рабочей-крановщице сесть за азартную игру со всем известным шулером. Другая уважаемая организация это решение осудила, предупреждая о возможных и неизбежных последствиях такой игры. Какова потребительная стоимость товара, разыгрываемого наперсточником? И какова его меновая стоимость – на что мы размениваемся?
Какие потребности удовлетворяет этот «предмет». Прежде всего, приводится потребность в доступе к широкому телевещанию, дабы бросить семя коммунистической идеи на почву дремлющих не менее широких масс рабочего класса. Далее, слышится о потребности участия пролетария в «Большой политике».
Политика есть классовая борьба за захват государственной власти. Это мы знаем, это нам на лекциях объяснили. Большая политика – это, очевидно, большая борьба! Но чья же это борьба, кого с кем? Совсем недавно отгремела крупная научно-практическая международная конференция, организованная РКРП «Октябрь–100», на которой в докладах подробно и многоязычно обсуждалась форма диктатуры пролетариата – Советы. Потом, в обсуждениях горячо разбиралось, правильно ли понимают важность и значимость этой формы коммунисты разных стран. Особо отмечалось, что присущую ей форму этих самых Советов политическая борьба рабочих необходимо принимает на самых ранних стадиях, когда еще политика «маленькая», так сказать. Так вот, странно, что когда эта политика подрастает до «большой» она находит себя в участии в буржуазно-демократических выборах президента по территориям, то есть принимает форму своего антагониста. По-моему с этими граблями мы уже «знакомились» ранее, именно так отняли победу Октября реакционеры. Словом, это точно не наша «Большая политика».
Впрочем, вернемся к «прежде всего», а именно к доступу к широкому телевещанию, к возможности пропаганды идей с голубых экранов. Да, если удастся зарегистрировать кандидата в президенты, коммунистические идеи действительно могут хотя бы отчасти зазвучать наряду с речами Навального и Собчак на федеральных каналах. И, да, это доступ к аудитории более широкой. Но у истины всегда две стороны. Здесь эта другая сторона, о которой нельзя забывать, проста и неказиста – используя буржуазные выборы в качестве площадки для рекламы, мы неизбежно рекламируем и саму площадку буржуазных выборов. Поймет ли всякий зритель, неохваченный марксистско-ленинской теорией, что необходимо начать борьбу, и только она принесет освобождение от эксплуатации? Едва ли. Проще, не вслушиваясь в призывы к этой самой борьбе, а спокойно ждать, что «наши обязательно победят на следующих выборах», пока холодильник позволяет. А кто-то и вовсе отнесет нашего кандидата к прочим клоунам и фиглярам этого выборного цирка, которым нельзя доверять.
Кстати, в этом свете крайне странными представляются, раздающиеся упреки в сторону РПР в том ключе, что своей позицией она уводит рабочих от борьбы, предлагая им вместо неё «философию». Я недаром начал с высказывания К. Маркса из «К критике гегелевской философии права». Именно этим оружием – философией считает он необходимым вооружить пролетариат. Как без неё можно выстоять, и выбрать истинный путь хотя бы даже в выборах, которые ничего не решают?
В этой работе звучит и фраза, которая приводится в качестве аргумента «За» выдвижение и широкую пропаганду через телевидение: «…теория становится материальной силой, как только она овладевает массами». Но далее Маркс пишет «Теория осуществляется в каждом народе всегда лишь постольку, поскольку она является осуществлением его потребностей… Недостаточно, чтобы мысль стремилась к воплощению в действительность, сама действительность должна стремиться к мысли». И это подводит нас еще к одному важному вопросу, может быть главному – насколько стремление к пропаганде идеи с широких экранов во время выборов вообще материалистично? Сколько в нем лишь идеалистической надежды мыслью, идеей родить силу материальную? Возможно, ответ кроется в ответе на другой вопрос. Есть ли эта сила, или насколько есть эта сила – коммунистическое движение, или хотя бы сформированное рабочее движение. По-моему, даже рабочего движения как такового пока нет, оно находится в становлении. Оно только рождается в растущем возмущении рабочих, в редких забастовках и протестах.
Выходит, потребительная стоимость предмета, из-за которого началась распря, на деле не так и высока, а качество – сомнительно. А что же за неё мы можем променять? Форму диктатуры – цель политической борьбы? Марксизм? Стать идеалистами? Что дешевле: заплатить за эфирное время на федеральных каналах, или сыграть с наперсточником, и заплатить ту цену, которая определится в игре?
Я могу ошибаться, я ведь только слушатель, студент, но возможно товарищам из обеих партий лучше не искать, как ответит на этот вопрос время, а опустить копья, и приложить свои умы и силы к продолжению подготовки истинного оружия – знания, которое предстоит вложить в руки пролетариата, когда ставшему рабочему движению оно понадобится. Пойти, так сказать «в народ», чтобы помочь родиться движению, а не «в буржуи», чтобы стать говорящей головой рядом с Малаховым и Соловьевым.