Расшифровка Порошина Е.А.
Курс ПССТК. Лекция 14. Отзыв и избрание депутатов. СПбГУ, 10.12.2018.
Так как наш курс называется «Политические составляющие социально-трудовых конфликтов», рассмотрим вопрос из раздела «В политической сфере» Программы Федерации профсоюзов России «Задачи коллективных действий[1]». Он звучит следующим образом: «осуществление права отзыва депутатов на основе принципа выборов через трудовые коллективы, который делает отзыв осуществимым практически».
На Съезде рабочих России в Москве в 2010 году мне пришлось защищать этот пункт. Там же присутствовал некто С.Н. Биец, представитель троцкистской Революционной рабочей партии. Он говорил, что зря вы занимаетесь разными экономическими вопросами, далекими от политики, надо брать политическую власть. Я обратил внимание на то, что целый ряд вопросов, которые поднимают профсоюзы, затрагивает политическую сферу. И они уже есть в Программе Федерации профсоюзов России, которая принята на съезде. В частности и вопрос об отзыве депутатов. На данный момент мы не можем возвратиться к советской власти, так как у нас нет советов. Советы — это орган забастовочной борьбы и начинать надо с их формирования. Так вот выборы депутатов через трудовые коллективы, о котором говориться в рассматриваемом пункте Программы и есть способ формирования советов.
Как формируются представительные органы власти? В буржуазных государствах есть политические партии, которые ведут соответствующую полемику. У них есть политические лидеры, политические программы, есть возможность финансировать свою избирательную компанию. Согласно закону о политических партиях, каждая партия может формировать избирательный фонд из различных источников, в том числе и принимать пожертвования граждан и юридических лиц на свой избирательный счёт[2]. Причем существует строгая прямая зависимость между объёмом избирательного фонда и количеством полученных на выборах голосов избирателей. Понятно, почему такая связь существует. Предвыборная кампания предполагает, что партия доносит до избирателей то, что соответствует её программе и целям деятельности. Соответственно, тот, кто располагает большим количеством средств, тот имеет возможность донести большему количеству избирателей информацию о партии через средства массовой информации, самым мощным из которых является телевидение. Так же используется уличная агитация, которая тоже стоит очень дорого.
Люди проходят в депутаты, давая при этом различные обещания. При этом предвыборная программа не имеет ничего общего с программой партии и предвыборные обещания никто выполнять не обязан и не несёт за их невыполнение. Существующая выборная система совершенно безответственна перед избирателями. Ни о каком контроле депутатов со стороны избирателей не может быть и речи. Например, 80% населения было против пенсионной реформы, тем не менее, она была принята.
Что такое отзыв депутатов? Как можно отозвать депутата Иванова от Единой России, если вы имеете к нему претензии? Никак. Можно отозвать одномандатников, но организовать отзыв снизу нереально. Этой же задаче — разделить то, что намечают, что обещают и что выполняют, отвечает разделение властей. Все те решения, которые принимает законодательная власть, никак не совпадает с возможностями исполнительной власти, поэтому законы у нас не выполняются. Например, в 2008 году премьер-министр В.В. Путин подписал концепцию социально-экономического развития России на 20 лет. Концепция была довольно хорошая: заложен рост производительности труда; повышение реального содержания заработной платы; как составной элемент в неё входил технический прогресс. Но об этой концепции благополучно все забыли. В Петербурге проходили дни философии, куда приезжал С.В. Степашин. Я задал ему вопрос: «Как дела с выполнением программы социально-экономического развития?» Он заулыбался и ответил: «Она корректируется». Новый термин в области планирования. Если ваш план, который должен преобразовывать действительность, сталкивается с ней, скукоживается и начинает приспосабливаться под эту действительность, назовем это корректировкой. Надо сказать, что сама эта концепция не является нормативным документом. Нормативными документами, в порядке убывания степени важности, являются: конституция, конституционные законы, федеральные законы, указы президента, постановления правительства, локальные распоряжения местных органов власти. Вопросы поднимаются на встречах и выступлениях президента. Потом вдруг появляются попытки превратить эти выступления в нормативные документы: «Мы выполняем послание президента». Выполнять можно указ президента, хоть и четвертой степени важности, но нормативный документ, а никак не выступление или обращение. Люди, приобщенные к науке, смотрят на это критически, так как наша задача, как представителей истины, от истины не отходить. Если мы хотим, чтобы у нас что-то в жизни менялось в лучшую сторону, нужно, чтобы положительные решения реализовывались, а не оставались разговорами. Поэтому товарищи из профсоюзов поставили задачу осуществления права отзыва депутатов.
После 1936 года, когда выборы стали проходить по территориальному принципу, одного депутата в Верховный совет избирало большое количество людей, например, полмиллиона. Это сразу затруднило процедуру отзыва. Чем больше избирателей, тем труднее организовать отзыв снизу, так как надо, чтобы более половины проголосовало за отзыв. Единственный возможный вариант, если отзыв инициирован самими партийными органами.
Почему выборы через трудовые коллективы делают практически возможным отзыв депутатов? Потому что если депутата избирает коллектив, то в случае, если он перестал работать, выполнять свои обязанности должным образом, коллектив собирает конференцию. Если на ней за отзыв голосуют более 50%, депутата отзывают, а на его место избираю другого, более подходящего по профессиональным качествам, более честного и т.д. Причем сделать это можно в любое время. Работу городского совета это ни как не нарушает — вместо депутата Иванова пришел депутат Петров. Т.е. советы по своей структуре — это собрание представителей трудовых коллективов. Советы появились в России в 1905 году во время стачечного движения в Иваново-Вознесенске (в настоящее время г. Иваново). Хотя для тех, кто эти советы организовал, было не очень ясно, что именно они создали. Советы появились в 37 городах, в том числе в Санкт-Петербурге и в Москве. Это была первая русская революция, в результате которой появился парламент. Второе издание советов было уже в 1917 году. Поначалу состав советов был эссеро-меньшевицкий. Со временем меньшевиков и эсеров отзывали, а на их место избирали большевиков и состав постепенно поменялся. Т.е. благодаря возможности отзыва советы превратились в большевистские органы, что важно, в самых экономически и политически значимых местах.
Итак, городские советы избирались через трудовые коллективы, дальнейшее оформление государственной власти шло в два этапа. Городские советы из своего состава делегировали депутатов напрямую на Съезд советов. Никаких промежуточных этапов не было.
Советы — это территориальные органы, состав которых избран через трудовые коллективы. Это органы власти над всем населением определенной территории. Было один отрицательный момент. Он заключался в том, что городские советы могли направить на Съезд советов не только избранных депутатов, но и иных представителей, а эти представители уже не могли быть отозваны трудовым коллективом. Т.е. полного контроля трудовые коллективы не достигли.
После реформ 1936 года остался лишь элемент выдвижения кандидатов от трудовых коллективов, что тоже не маловажно, т.к. никто со стороны в кандидаты попасть не мог. Тем не менее, после выборов никаких обязательств перед коллективом кандидат уже не имел, отозвать его не могли, так как выдвигали одни, а избирали уже другие. К примеру, в Нижегородской области в 1935 году было отозвано около 300 депутатов, а по 1936-му году данных об отзывах нет, т.е. их не было. В отсутствии возможности отзыва, пятьдесят лет происходило заражение всего партийного аппарата мелкобуржуазными болезнями: карьеризмом, бюрократизмом, местничеством, ведомственностью. Депутаты выставляли частные интересы выше общественных, вели противоположную политику. Далее эта практика распространилась на правящую партию в целом. Таким образом, отход от принципа выборов депутатов через трудовые коллективы привел к разложению партийного аппарата и к разрушению того строя, который должен был служить трудящимся.
Этот вопрос — предмет научных и политических обсуждений. И мы в нашем курсе «Политические составляющие социально-трудовых конфликтов» обращаем внимание на то, что социально-трудовые конфликты затрагивают не только сугубо экономические вопросы. Когда дело доходит до крупных профсоюзных объединений, решаются проблемы не на уровне предприятий, а на уровне всей страны, такие как повышение реального содержания заработной платы, например.
Работодатели объединены в союзы. Они вырабатывают одинаковую политику, и если какой-либо работодатель будет сдавать позиции перед работниками, например, повысит им зарплату, его будут преследовать. Поэтому Федерация профсоюзов России выдвинула рассматриваемые нами требования на политическом уровне. Вопрос улучшения жизни трудящихся не решить в рамках одного завода.
Как могут быть организованы трудящиеся помимо профсоюзов? Если идет развитие социально-трудовых конфликтов, и они переходят в забастовки, то будут происходить большие изменения. Такое мы наблюдаем в европейских странах. Путем остановки производства, чаще всего частичной, работники добиваются выполнения требований. Требования должны быть содержательными, прогрессивными, справедливыми, доказательными, чтобы они позволяли присоединиться другим работникам. Не просто фабрики — рабочим, шприцы — медикам, а чтобы средства производства принадлежали всему обществу. Тогда только будут в благополучии и рабочие, и служащие, и пенсионеры, и студенты.
Реальное содержание заработной платы неуклонно падает — по сравнению с 2013-ым, в 2016-ом реальные доходы граждан сократились на 9.5%. Механизм отбирания доходов прост и запускается с помощью Центробанка, который объявляет инфляцию в 4%, а потом каждый добавляет уже столько, сколько сможет. Тем не менее, за 2017 год количество долларовых миллионеров выросло на 10%, миллиардеров — на 11%. В этой ситуации организация социально-трудовых конфликтов с прогрессивными требованиями (как те, которые мы рассмотрели в Программе Федерации профсоюзов России), ведет к другой социально-экономической и политической реальности. Каким образом? Таким же, как уже происходило в прошлом. Забастовки, если они являются массовыми, приводят к массовому созданию забастовочных комитетов. Забасткомы, согласно ТК РФ, имеют право изменить форму забастовки, уведомив администрацию за три дня и проведя переговоры: полная остановка производства; приостановка работы на полчаса в смену; остановка отдельных, самых ключевых участков; остановка участков в шахматном порядке и т.д. Т.е. режим труда и отдыха на предприятии определяется уже не руководством, а забасткомом — органом, который не решает вопросы собственности, но решает вопросы её охраны во время забастовки. Для этого создаются дружины из числа рабочих. Таким образом, у забастовочных комитетов есть экономическая власть.
Когда по стране создано множество забастовочных комитетов, они должны координироваться между собой. Это необходимо, так как все работодатели уже давно скоординированы в союзы промышленников и предпринимателей. Орган по представительству забастовочных комитетов — совет, в точном экономическом и политическом смысле этого слова.
Таким образом, социально-трудовые конфликты — это не беспорядочные выступления и протесты, когда, например, люди не получая четыре месяца заработную плату, потом вдруг без всяких предварительных процедур незаконно останавливают работу предприятия, после чего многих увольняют. Социально-трудовой конфликт — это движение трудовых коллективов при грамотном использовании уже завоеванных прав, которые прописаны в Трудовом кодексе. Нужно создавать забастовочные комитеты — после переговоров и на основе предусмотренной ТК РФ процедуры. Работа по коллективному договору вырабатывает государственное мышление и имеет государственное значение, так как позволяет понять, как можно улучшить жизнь трудящихся по всем параметрам. Когда дело доходить до забастовки, люди понимают, что они могут сами управлять предприятием. Собственник, по сути, не нужен, да и собственность его получена сомнительным путем. Амнистия капиталу, о которой так много говорят, — это, на самом деле, амнистия собственнику. Она освобождает от наказания, но не делает человека невиновным. Почти все капиталисты у нас — преступники, но освобожденные от наказания по не реабилитирующим основаниям. Возникает вопрос: «Нужно ли забрать у преступника то, что он незаконно нажил?» Решать это должны представители крупных трудовых коллективов, за которыми имеется реальная экономическая и политическая сила.
Итак, рассмотрение социально-трудовых конфликтов — это рассмотрение не только экономических, но и политических проблем, потому что трудовые коллективы, если научатся ставить правильные требования и грамотно решать конфликты, в состоянии сформировать подконтрольные трудящимся альтернативные органы власти на иных принципах.
[1] Программа Федерации профсоюзов России «Задачи коллективных действий » на сайте РПР – http://www.rpw.ru/prog_fpr.html
[2] Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 29.05.2019) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»