Парижская коммуна как первый опыт советского устройства


Феномен парижской коммуны представляет особый интерес, поскольку именно данный орган представляет собой зачаток советской системы общественной организации.

По своей сути, Парижская коммуна представляет собой общину. Общины — это ассоциации людей, у которых общее — не только производство продуктов на основе общей собственности, но и воспроизводство людей (конечно, в тех формах и масштабах, которые могут быть общественными в данное конкретное время у конкретных народов). Поэтому общины имели различные формы, в зависимости от форм общей собственности и степени участия в её использовании. Но главные исторические формы — три, в соответствии с тремя основными экономическими формациями: родовые общины первобытных эпох, территориальные (сельские и городские) эксплуататорских эпох и производственные общины эпохи заката капитализма и становления и развития коммунизма [1].

Мировой рабочий класс прошел длинный путь борьбы и поисков адекватной своим интересам формы организации. Первую такую форму он создал в виде коалиций в начале XIX века. Они носили тогда чисто экономический характер. Но К. Маркс увидел в них политическую перспективу. Он писал: «Первые попытки рабочих к объединению всегда принимают форму коалиций. Крупная промышленность скопляет в одном месте массу неизвестных друг другу людей. Конкуренция раскалывает их интересы. Но охрана заработной платы, этот общий интерес по отношению к их хозяину, объединяет их одной общей идеей сопротивления, коалиции. Таким образом, коалиция всегда имеет двойную цель: прекратить конкуренцию между рабочими, чтобы они были в состоянии общими силами конкурировать с капиталистом… В этой борьбе объединяются и развиваются все элементы для грядущей битвы. Достигши этого пункта, коалиция принимает политический характер» [2]. Но коалиция — это субъективное и, как правило, временное соглашение (договор) на период стачки, кратковременная общность интересов. Поэтому в ходе борьбы рабочие приходят к более общей и устойчивой форме коалиции — к профсоюзу, сначала на узкопрофессиональной, а затем и на межпрофессиональной основе.

Что же собой представляла Парижская коммуна и как она была устроена?

Все политические перевороты, совершавшиеся во Франции до Коммуны 1871 г., оставляли нетронутой военно-полицейскую и бюрократическую машину, сложившуюся при Наполеоне I, и передавали её из рук в руки, сохраняя её реакционную, угнетательскую сущность. Совершенно иной была в этом вопросе политика Парижской Коммуны. Она приступила к разрушению старой буржуазной государственной машины и строительству государства нового типа.

Уже постановление Центрального комитета национальной гвардии от 22 марта, объявлявшего национальную гвардию единственной вооружённой силой, было актом уничтожения постоянной армии и замены её вооружённым народом. 29 марта Коммуна приняла знаменитый декрет об отмене рекрутского набора, об упразднении постоянной армии и о замене её вооружённым народом в лице национальной гвардии. Принятие этого декрета означало осуществление одного из важнейших пунктов программы демократических преобразований, выдвинутой в 1866 г. на Женевском конгрессе I Интернационала. Исторический опыт убедительно показал антинародную сущность милитаристской системы, при которой армия отрывается от народа и используется против интересов трудящихся для защиты привилегий господствующих классов, для подавления народных волнений и ведения захватнических войн.

1 апреля Коммуна приняла декрет об установлении максимального оклада государственных служащих (включая и членов Коммуны) в размере 6 тыс. франков в год, что равнялось заработной плате квалифицированного рабочего. Этот декрет означал полный разрыв с практикой всех буржуазных революций, не решавшихся ограничить огромные оклады высшего чиновничества. Мотивировался декрет указанием на то, что «в истинно демократической республике не должно быть места ни синекурам, ни завышенным окладам».

Большое принципиальное значение имел принятый 2 апреля декрет об отделении церкви от государства, об отмене бюджета культов и о передаче имущества религиозных конгрегаций в собственность государства. В мотивировочной части декрета говорилось, что «свобода совести есть важнейшая из всех свобод», что «духовенство фактически являлось соучастником преступлений монархии против свободы». Этот декрет давал удовлетворение давним требованиям демократических слоёв французского общества.

Важной мерой Коммуны была ликвидация префектуры полиции, издавна являвшейся орудием всех реакционных правительств в их борьбе против революционного движения народных масс. Обязанности обеспечения порядка и безопасности граждан, выполнявшиеся ранее полицией, были возложены на резервные батальоны национальной гвардии.

Совокупность этих мер и означала слом старой буржуазной военно-бюрократической государственной машины. Ломая старый аппарат власти, Коммуна строила государство нового типа, ещё неведомого в истории. То была власть рабочего класса, первый опыт диктатуры пролетариата, означавшей в то же время новую, высшую форму демократии — демократии пролетарской, демократии для большинства. Выборность, ответственность и сменяемость всех должностных лиц, коллегиальность управления — таковы были демократические принципы, положенные в основу государственного аппарата Коммуны [3]. Коммуна покончила с буржуазным парламентаризмом, с буржуазным принципом разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной). Декреты и постановления, которые принимались на заседаниях Коммуны, проводились затем в жизнь членами или уполномоченными Коммуны, руководившими тем или иным из её органов.

29 марта для руководства различными отраслями управления были образованы десять комиссий: Исполнительная комиссия, Комиссия финансов, Военная комиссия, Комиссия юстиции, Комиссия общей безопасности, Комиссия продовольствия, Комиссия труда, промышленности и обмена, Комиссия внешних сношений, Комиссия общественных служб, Комиссия просвещения [4].

20 апреля для упорядочения и централизации работы комиссий было решено реорганизовать Исполнительную комиссию, включив в неё «делегатов» (руководителей) всех девяти специальных комиссий.

В таком виде правительственный аппарат Коммуны просуществовал до 1 мая, когда высший орган Коммуны был преобразован в Комитет общественного спасения. Предложение о создании такого органа власти было выдвинуто уже в первые дни после революции 18 марта. 24 апреля комитет бдительности одного из самых революционных округов Парижа — Бельвилля — обратился к Коммуне с предложением немедленно создать Комитет общественного спасения, облечённый всеми правами, «чтобы обеспечить победу и необходимую власть для проведения в жизнь декретов Коммуны».

Коммуна нанесла удар и по судебной организации буржуазного государства. В основу новой судебной системы были положены демократические принципы: равный для всех суд, выборность, ответственность и сменяемость судей, превращение судебных приставов и нотариусов в служащих Коммуны, гласность суда, свобода защиты, бесплатное совершение актов гражданского состояния. Присяжные в обвинительном жюри должны были избираться из среды делегатов национальной гвардии, т. е. наиболее активной части трудящихся Парижа.

Много внимания уделяла Коммуна борьбе против нарушений революционной законности. 14 апреля Коммуна приняла специальное постановление, направленное против произвольных арестов, обысков и реквизиций. Оно запрещало производство обысков и реквизиций без предписаний органов власти. Лица, виновные в таких делах, подлежали аресту.

Рассматривая работу К. Маркса «Гражданская война во Франции», В. И. Ленин выписывает слова Маркса: «Коммуна должна была стать политической формой даже самой маленькой деревни» [5]. Собрание делегатов, заседающих в главном городе округа, должно было заведовать общими делами всех сельских коммун каждого округа, а эти окружные собрания в свою очередь должны были посылать депутатов в национальную делегацию, заседающую в Париже. Ленин делает вывод: «Национальная организация» по коммунам» [6]. Эти «окружные собрания» у К. Маркса и есть то, что наши рабочие назвали «Советы». Таким образом, Парижская Коммуна была по тенденции коммуной коммун, всеобщим единством единичных коммун, т. е. всеобщей коммуной. Эта общность и развивалась бы в коммунизм. Но тогдашнюю, только что родившуюся и слабую, (Парижскую) Коммуну смог уничтожить тогда еще всесильный (объединившийся: французский и немецкий) капитал: немецкие войска стояли на окраинах Парижа.

Что же касается Парижской коммуны, она практически не дошла до этого саморазличения государства на собственно государство (всеобщую общину) и особые общины городов и единичные общины производств (сельских и промышленных). Она сразу начала со всеобщего, а опиралась на слишком узкую основу: на одну (парижскую–особую) общину. Она, собственно, была Советом коммуны на базе одной особой (городской) общины (коммуны). И сами коммунары еще едва различали Коммуну и Коммунальный Совет, и исследователи не всегда их различают. Но в Парижской коммуне был Коммунальный Совет Парижа как её руководящий орган. И когда потом писали об этом явлении, то писали о деятельности Коммуны, а подразумевали её Совет, избранный парижанами 26 марта 1871 года.

Заика Роман, член Рабочей партии России

Казённов А. С., Попов М. В. Советы как форма государственной власти. СПб., 2019. С. 16.

2 Маркс К. Нищета философии / Маркс К., Энгельс Ф. Соч., М., 1955, Т. 4, С. 183.

3 Парижская Коммуна 1871 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: / URL: https://www.esperanto.mv.ru/wiki/Марксизм/ПарижскаяКоммуна1871 – (Дата обращения: 17.04.2020).

4 Парижская Коммуна 1871 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: / URL: https://www.esperanto.mv.ru/wiki/Марксизм/ПарижскаяКоммуна1871 (Дата обращения: 17.04.2020).

Ленин В. И. Полн. собр. соч., М., 1969. Т. 33, С. 217.

6 Там же.

Вам может также понравиться...

Закрепите на Pinterest