Актуальный опыт борьбы рабочих ХIХ века
Тема объемная, поэтому остановлюсь только на ряде событий, наиболее значимых, а также на том, что им предшествовало и к чему они привели.
В чем актуальность? Прошло 130 лет с начала первых серьезных проявлений рабочей борьбы, наша страна претерпевала за этот период колоссальные изменения. Был успешный опыт строительства социализма, затем, после победы контрреволюционных сил мы вернулись обратно в капитализм и вот теперь, как и в конце 19-го века перед рабочими стоят все те же задачи:
— борьба за увеличение заработной платы и доведение её как минимум до стоимости рабочей силы;
— борьба за безопасные условия труда. Недавние трагические события на шахте Листвяжная открыли всей стране, в каких опасных условиях у нас трудятся рабочие;
— борьба за сокращение рабочего дня. В России за год, в среднем, рабочий отрабатывает 1978 часов. Для сравнения в Германии – 1371 час, во Франции – 1482 часа.
Например, в Германии в среднем по стране 7-ми часовой рабочий день, а в ряде отраслей рабочие добились и 6- часового. В тех же областях, где рабочий день пока длиннее, идет непримиримая борьба. Например, в декабре 2021 года грузчики Франкфуртского аэропорта провели предупредительную забастовку с требованием сократить рабочую неделю до 37,5 часов. Бастовало 300 человек, в результате 15% рейсов пришлось переносить. После чего владелец аэропорта более внимательно отнесся к требованиям рабочих, и переговоры продолжились.
Теперь взглянем на опыт наших рабочих.
До 1886-го года не существовало закона о штрафах. Фабриканты штрафовали за что хотели и в каком угодно количестве, наживая огромные доходы. Размер штрафов доходил до половины заработка.
Возмущение рабочих против произвола становилось всё сильнее, и после очередной волны штрафов, вызванных кризисом в производстве 1885–1886 гг. в Московской, Владимирской, Ярославской губерниях начались рабочие бунты: останавливали работу, разрушали, поджигали фабричные здания и машины, избивали представителей администрации.
Стачка ткачей на Никольской мануфактуре Тимофея Саввовича Морозова в Орехово-Зуево — это самый яркий пример. С 1882 по 1884 гг. пять раз сбивали плату, штрафы становились всё строже, доходили до четверти заработка и до половины. В 1885 г. Рабочие бросили работу, разгромили фабричные здания. Участвовало в бунте порядка 11 000 рабочих. К рабочим прибыл губернатор с войсками, прокурор и другие чиновники, и во время переговоров из толпы им были переданы коллективные требования, составленные самими рабочими, включающие:
— штрафы не более 5% заработка;
— за 15 дней предупреждать об увольнении;
— возврат заработка на уровень до понижения;
— оплата простоя по вине хозяина;
И т.д.
После этих событий фабриканты стали несколько сдержаннее, что отмечалось в тогдашней прессе. Все бунтовщики были помилованы. Появилась необходимость установления закона о штрафах.
В июне 1886 г. появился закон о штрафах, который:
— указал случаи, когда налагать штрафы;
— определил максимальный штраф, не более 1/3 заработка;
— штрафы должны идти на нужды рабочих, а не фабрикантов;
Правительство уступило и приняло закон только после того, как рабочие начали бунтовать против старых порядков, устраивать стачки, до этого упования на милость капиталистов были тщетны.
Это была хоть и победа, но победа промежуточная. Простой остался без оплаты, штрафным фондом пользовались сами фабриканты, рабочие, не разобравшиеся в законе или не сумевшие добиться его исполнения, продолжали выносить притеснения фабрикантов, что вылилось в дальнейшую борьбу, в поддержке которой значительную роль сыграли социал-демократы (Союз борьбы) с участием Ленина и других видных борцов.
Ещё одна знаменательная победа рабочих — это издание фабричного закона о сокращении рабочего дня до 11,5 часов в июне 1897 года.
Правительство издало этот закон, напуганное массовой стачкой весной 1896г. Несмотря на преследования, высылки рабочих и увещевания глупыми фразами о христианской любви фабрикантов к рабочим, ничто, никакие преследования не смогли остановить рабочее движение, и правительство наконец поняло, что необходимо уступить и вынужденно уступило:
— закон ограничивал рабочий день для всех рабочих;
— закон устанавливал обязательными выходными воскресный и праздничные дни;
— в субботу работали до 10 часов, в предпраздничный день до 10 часов;
Конечно, закон этот был плох, так как в ряде сфер производства рабочий день был и так 10–10,5 часов, и, значит, закон давал право в данных производствах рабочий день удлинить. По большей части закон был выгоден ткачам, которые до этого работали по 14 часов. Опять же, было очень много уловок, таких как:
— ничто не мешало назвать рабочего не рабочим, а лицом, принимающим заказ, по типу современных самозанятых, а для такого рода отношений закон силы не имел;
— никакого запрета на сверхурочные, сохранение возможности находиться у станка 14 часов урочно или сверхурочно, что вело к износу организма;
— предусматривалось принятие пищи в течение рабочего времени без перерыва. Как это должно происходить закон, к сожалению, не разъяснил;
— допускалась сменная работа по 24 часа в 2-е суток, то есть в первый день работаешь 16 часов, во второй 8 часов, потом опять 18 и т.д. Получалась непрерывная изнуряющая работа двух смен;
— и самое главное, отсутствие какого-либо наказания за неисполнение закона.
Исходя из вышеперечисленного, видим, что рабочему классу без упорной борьбы не дождаться улучшения своего положения. Значение перечисленных законов в том, что, с одной стороны, это вынужденная уступка, она отвоевана у правительства сознательными рабочими, издание законов показало успех рабочего класса. С другой стороны, законы везде оставили лазейки для фабрикантов, много неопределенного, на усмотрение капиталиста.
И это дает новый толчок к борьбе, к развитию рабочего движения, что мы и увидели впоследствии, когда рабочие добились сперва 8-ми, а потом и 7-ми часового рабочего дня, но уже при Советской власти.
Сейчас у нас те же штрафы, только в виде лишения премии, например, неоформление трудовых договоров, всевозможные изменения рабочего дня, нарушения технологических процессов и охраны труда. Заработную плату теперь не понижают, а повышают цены на все товары и услуги, кроме товара «рабочая сила», реальное содержание заработной платы при этом понижается, что и составляет инфляцию.
При капиталистическом строе, установившемся в России, перед рабочими стоят всё те же задачи, а, значит, изучаем успешный опыт, изучаем законодательство, организовываемся и используем их, боремся за общие интересы.
Артеменков Дмитрий,
член Московского отделения
Рабочей партии России