Фашизм. Это политическое явление, с которым связывают самую страшную и кровопролитную войну в истории человечества – Вторую мировую войну, унёсшую жизни многих миллионов человек. Сегодня очень мало людей открыто одобряют фашизм, это является дурным тоном. Однако насколько далеко современные буржуазные государства открестились от этого ракового заболевания капиталистического строя? То, что ряд капиталистических государств в союзе с СССР воевал в той войне с фашистским блоком государств, позволяет буржуазным идеологам делать пропагандистские попытки отделить фашизм от капиталистического строя, как какой-то особый, тоталитарный «третий строй» между капитализмом и социализмом. Мало того, многие буржуазные идеологи на основании использования фашистами социальной демагогии для привлечения народных масс, полностью игнорируя классовые, экономические корни государства, пытаются поставить знак равенства между фашизмом и социализмом, относя их к тоталитарному строю, в противовес буржуазной демократии.
Однако это совершенно неправомерно и необоснованно. Буржуазные идеологи используют тут шулерский приём передергивания карт. Потому что фашизм и социализм –антагонистические явления, социализм – это первая фаза коммунизма, а фашизм – это открытая террористическая диктатура наиболее реакционных, наиболее шовинистических элементов финансового капитала.
Идеология фашизма – это не какая-то отдельная от буржуазной идеология, а всего лишь, вполне естественная для монополистической буржуазии, радикальная, крайне правая составляющая буржуазной идеологии. Сам фашизм – одна из форм власти правящего класса империалистов, наряду с буржуазной демократией. Империализм подобен Янусу с двумя лицами. В зависимости от обстоятельств он поворачивается к людям тем или иным лицом, проводя либо авторитарную фашистскую политику, либо политику контролируемой им буржуазной демократии, более комфортной для всех слоев общества, снижающую напряжение в обществе, а, главное, более эффективную для извлечения прибылей.
Надо сказать, что крайний национализм и шовинизм с желанием оградить свои частнособственнические интересы с помощью сильной авторитарной власти и максимального террора против тех, кто может этим интересам угрожать, всегда рождались, рождаются и будут рождаться в буржуазных кругах, так как восходят к интересам и страхам самого буржуазного класса. Группировки, которые позже назовут фашистскими, стали складываться в реакционной буржуазной и мелкобуржуазной среде к концу 19 века в период, когда совершался переход капитализма в монополистическую, империалистическую стадию. Этот период отмечен чередой экономических капиталистических кризисов, как региональных, так и мировых. Экономический кризис 1873–1878 гг. положил начало переходу к монополистическому капитализму, а мировой экономический кризис 1900 — 1903 гг. ускорил становление монополистического капитализма и был первым кризисом эпохи империализма. Законы конкуренции и концентрации капитала действуют в капиталистическом обществе постоянно, постоянно идет процесс разорения более слабых и мелких буржуа с концентрацией капиталов в руках более крупных и сильных. Но в период кризисов процесс перетекания денежных средств и капиталов от народа, от мелкой, малой и средней буржуазии в руки крупной идет скачкообразно, невероятно быстрыми темпами, вызывая серьезное воздействие на психику и социальное поведение буржуазных и мелкобуржуазных кругов.
Социальной средой, в которой широко распространяются фашистские взгляды и устремления, является наиболее реакционная и активная часть мелкой и малой буржуазии, мелкобуржуазной интеллигенции. К ним примыкает и часть рабочего класса с мелкобуржуазным сознанием, мечтающая «еще немного поднакопить деньжонок и начать работать на себя» …
Страх, объединяющий эти социальные слои, имеет несколько составляющих: это страх перед капиталистической конкуренцией и кризисами, перед произволом буржуазного правительства, отстаивающего интересы крупной буржуазии, олигархов, но наибольший страх вызывает у этой группы людей столкновение с рабочим движением, особенно с организованным, особенно вооруженным передовой теорией научного социализма, марксизмом-ленинизмом.
Отдельные капиталисты и фабриканты охотно периодически использовали этих людей, как штрейкбрехеров во время забастовок, для расправы с активными деятелями профсоюзов, с лидерами рабочего движения и социалистических организаций. Фашиствующие молодчики даже объединяются во временные любительские социальные группы для демонстрации своих взглядов, но на то, чтобы объединиться в особую политическую организацию, нужны деньги, которые эти люди предоставить не могут, в силу ограниченности их ресурсов и жадности. Они более склонны деньги получать, чем тратить. Эти деньги для создания своих организаций этой реакционной массе предоставил набирающий силу на рубеже веков финансовый капитал, который стал использовать их не только для решения задач по борьбе с рабочим движением на местном уровне, но и как серьезную политическую силу для решения задач по утверждению своего господства на государственном, а затем и на глобальном уровне.
Когда финансовый капитал ставил у власти фашистов, как в Италии, а потом в Германии, наличие мелкобуржуазной массы в фашистском движении создало у многих людей, в том числе у части самих рядовых фашистов, иллюзию власти мелкой буржуазии, власти значительной части народа, чему способствовала полусоциалистическая демагогия и манипуляция сознанием. Но знаменитый болгарский коммунист Георгий Димитров, одним из первых вступивший в борьбу с германским фашизмом, на VII конгрессе Коминтерна полностью разоблачил истинную суть фашизма, как власти именно финансового капитала, дал научно обоснованное, точное и меткое определение фашизма: «фашизм – это открытая террористическая диктатура наиболее реакционных, наиболее шовинистических, наиболее империалистических элементов финансового капитала». Мелкобуржуазная фашистская масса является лишь инструментом этой диктатуры…
Среди отличительных качеств сторонников фашизма выше уже отмечалось их постоянное недовольство своим положением, не позволяющим наращивать свой капитал и повышать свой буржуазный статус. Демократическое государство они склонны обвинять в отсутствии должного порядка, в неспособности либеральной власти решительным образом безжалостно подавить рабочее коммунистическое движение, защитить интересы предпринимателей, в бюрократичности и коррупции чиновников, мешающих их бизнесу. Они считают, что только сильная авторитарная диктаторская власть и жесточайшей террор в отношении всех противников их частного бизнеса способны обеспечить интересы буржуазных слоев. Будучи сторонниками такой власти, они готовы выступить самыми ярыми сторонниками и проводниками этой власти. Фашиствующие слои находятся в оппозиции демократическому правительству, а при финансовой поддержке финансового капитала, часто иностранного, могут вести и борьбу с демократическими движениями и демократическим правительством. Формы борьбы полностью соответствуют интересам и психологии этих фашиствующих групп. Это шумные агрессивные протесты, погромы, террор и милитаризм.
В данном случае яркой иллюстрацией этих движений является деятельность германского фашизма, который приобрел популярность в обывательских буржуазных кругах требованиями наведения порядка и борьбой с коррупцией правительственных чиновников. Ничего нового не было придумано с той поры. Почти через сто лет шайка Навального, финансируемая самой реакционной прозападной буржуазией и западным капиталом, вновь попыталась подняться и добиться власти на волне борьбы с коррупцией. Самое интересное, что никогда ненависть и борьба фашистов не направлена против непосредственно олигархов, потому что олигархия – это сама мечта всей буржуазной мелочи, предмет поклонения и восхищения, всех их духовных устремлений. А кроме того, это кошелек этих организаций, которые являются цепными псами крупной буржуазии.
В различных странах эти движения идеологически рядились под более благородные и высокие цели и идеи буржуазных мыслителей и писателей, Ницше и даже, где-то, Достоевского. Тут годились и идеи средневекового рыцарства, защиты цивилизации от коммунистических варваров, идея объединения Европы, и прочая иногда весьма привлекательная пропагандистская шелуха, прикрывающая самые низкие корыстные устремления. Очень широко для этих идеологических целей используется религиозное сознание людей, традиционных религий, но еще больше различных тоталитарных религиозных сект, которые расплодились в последние годы при явной помощи финансового капитала, прежде всего американского. Не случайно весьма значительная часть активных участников Украинского Майдана и государственного переворота, боевиков нацистских батальонов являются сектантами. А и.о. президента Украины после государственного переворота Александр Турчинов, который начал гражданский войну фашистов против своего народа, является диаконом и прихожанином баптистской церкви «Слово жизни», за что его на Украине народ метко прозвал «Кровавым пастором». Начиная с появления первых фашистских организаций, в них уделялось повышенное внимание агитации и пропаганде, манипуляции сознанием. Впрочем, фашистская пропаганда – это не нечто особенное, а является частью общей буржуазной пропаганды, манипуляции сознанием с помощью СМИ, различных технических средств и особенно сети Интернет. Научное исследование буржуазной манипуляции сознанием людей сделал российский ученый Сергей Кара Мурза в своей книге «Манипуляция сознанием».
После победы Советского Союза и союзников над фашизмом в Европе и Второй Мировой войне, после Нюрнбергского процесса, осудившего нацистских преступников, жители Европы и мира были ошарашены разрушительными последствиями для Европы Второй мировой войны, бесчеловечностью гитлеровского режима и его преступлениями. Новыми европейскими государственными режимами и оккупационными войсками западных союзников была объявлена денацификация Германии и ее союзников.
Однако куда больше буржуазные круги Европы и мира были поражены и напуганы победой Советского оружия и Советского государства, созданием пояса социалистических государств в Восточной Европе, а затем и в Азии. Идеологически буржуазные круги Европы, в своем большинстве, никогда не были против фашизма. Наоборот, напуганные Октябрьской социалистической революцией и размахом рабочего движения буржуазные круги видели в фашизме надежду для защиты их состояний и привилегий от коммунистического движения рабочего класса, защиту от революций. При поддержке финансового капитала во многих государствах Европы и мира пришли к власти фашистские и полуфашистские режимы. Даже в США, в Британии и Франции были очень сильны позиции фашистских организаций. Среди западных буржуазных кругов была популярна идея объединения Европы и всего Западного мира под сильной фашистской властью, для укрепления господства Западного капитала на Земле и уничтожения «коммунистической заразы». Гитлер и гитлеризм были вскормлены, во многом, на англо-американские деньги. Единственная причина, по которой Франция, Англия и США выступили против Гитлера в союзе с СССР в том, что Гитлер отбился от рук и захотел сделать это объединение под руководством Германского милитаризма, тогда как у англо-американского капитала были планы самим возглавить западный мир. То есть никакого антагонистического противоречия между фашизмом, нацизмом с одной стороны, и буржуазной демократией — с другой, не было и в помине. Большого сопротивления в странах Западной Европы Гитлеру не было оказано. Подчинение Европы состоялось в короткие сроки и почти без потерь. В Париже и в некоторых других европейских столицах гитлеровские войска встречали цветами, а в германской армии сражались добровольческие части не только из союзных государств, но и из Франции и других оккупированных немцами стран, причем тех же французов за фашистскую Германию против СССР воевало гораздо больше, чем против нацистов в отрядах Сопротивления и частях генерала Де Голля.
В отрядах Европейского Сопротивления основной силой были коммунисты, социалисты и сочувствующие идеям социализма люди. Именно коммунисты были ведущей силой антифашизма, именно коммунисты сломали фашизму хребет. Нет ничего удивительного, что в буржуазной части Европы быстро постарались забыть заслуги коммунистов в борьбе с фашизмом. Конечно, после войны пришлось некоторое время считаться с авторитетом СССР и европейских коммунистов среди трудящихся слоев населения и прогрессивной интеллигенции.
Никакой идеологической денацификации США и Запад не проводили, лишь наказали самых известных преступников и оккупировали на долгие годы территорию своего империалистического конкурента — Германии. Идеология фашизма никуда не делась, потому что это никакая не отдельная идеология, это буржуазная идеология, фашизм – одна из форм, наряду с буржуазной демократией, проявления его (финансового капитала империалистических «хищников» во главе с США, – прим. ред.) власти. После войны остались существовать фашистские режимы в Испании, Португалии и в Латинской Америке. Англичане и американцы задушили греческую революцию и установили в Греции на долгие годы фашистский режим «черных полковников». После войны множество нацистских преступников из фашистской Германии и их пособников из СССР и других государств, на совести которых миллионы загубленных жизней, нашли убежище в США, в других государствах Америки и Запада. Многие из них стали активными участниками холодной, информационной, шпионской и диверсионной войны против Советского Союза и стран социалистического содружества. В ФРГ некоторые бывшие члены СС заняли высокие государственные посты.
Собственно, США после войны постоянно занимались тем, что свергали законные демократические власти государств, устанавливая в них марионеточные и часто фашистские режимы, проводящие политику в интересах американского финансового капитала. Одновременно с помощью экономического и военного давления, а иногда и прямой военной агрессии, США укрепляют и охраняют свое экономическое, финансовое и политическое господство в мире. Это не что иное, как фашизм во внешней политике. На Украине еще при домайданных, более-менее демократических режимах, США диктовали свою волю. Из фашиствующих молодчиков были созданы боевые отряды нацистов, которых США запретили трогать украинским властям. При активнейшем участии этих отрядов был осуществлен государственный переворот и поставлено марионеточное правительство. Самих фашистов США и Запад благоразумно не поставили непосредственно во главе правительства, но отрядам нацистских отморозков, которыми руководит посольство США, была определена роль цепных псов Штатов, роль надзирателей за руководством Украины и за правящей элитой, своеобразная полиция нравов, пресекающая любые попытки элиты сделать малейшие действия вопреки воле американских хозяев. Эти отряды реализуют решения США: какие политические организации и деятелей допустить к участию в выборах, кого из политиков засунуть в мусорные баки, кого выгнать из страны под страхом уничтожения, а кого уничтожить физически. Отряды нацистских батальонов постоянно оказывают давление на Раду, правительство и чиновников, угрожая расправой, чтобы те проводили политику исключительно в интересах США и Запада.
К фашизму правящий класс прибегает, когда наступает реальная опасность его власти, возвращаясь к более спокойной форме, демократии, когда эта опасность снижается. От планов по объединению Западного мира под жесткой центральной властью финансового капитала, с максимальным устранением угрозы господству буржуазии со стороны рабочего движения и сил социализма, ради которых был создан фашизм, мировой капитал и не думал отказываться. Наоборот, в связи с ускорением концентрации все большей части мировых богатств в руках немногих, в основном англо-американских, ТНК (транснациональных корпораций, — прим. ред.), в связи с обострением противоречий капитализма, попытки реализации этих планов резко активизировались. В большинстве государств капиталистического мира под руководством МВФ осуществляется программа по примитивизации массового образования и культуры. Эта программа рождена из фашистской концепции, что трудящимся массам полноценное образование и высокая культура не только не нужны, но и вредны, так как повышают их самосознание, способствуют активизации их организованной борьбы против капитала. На обработку сознания народных масс, на их одурманивание, направлена вся огромная мощь буржуазных СМИ и всего пропагандистского аппарата. Особенно большой и весьма обоснованный расчет в деле зомбирования населения реакционные круги США делают на интернет-ресурсы.
Как мы видим, фашизм не только жив, но и активизируется, принимает новые формы и применяет новые способы подавления сопротивления прогрессивных сил (не забывая, впрочем, старые), в связи с обострением борьбы за сохранение господства самой реакционной части мирового капитала — американского империализма. Для борьбы с американской экспансией, с американским фашизмом требуется мобилизация и консолидация рабочего класса, коммунистического движения и прогрессивных сил всего мира, потому что американский империализм – главное препятствие на пути прогресса человеческого общества, смертельная угроза для всего человечества.
И необходимо всем уяснить, что антифашизм – это, прежде всего, коммунизм, коммунисты, рабочее коммунистическое движение, светлая надежда человечества.
В.С. Лендяев