В.И.Галко,
кандидат экономических наук,
член Рабочей партии России
Недавно Счетная палата, возглавляемая небезызвестным либералом Кудриным, представила доклад, в котором говорится о том, что четвертый год в России сокращается население. Пресс-секретарь президента Песков тут же сделал заявление, что сокращение населения объясняется демографическими «ямами», которые идут от 90-х годов и Великой Отечественной войны.
И в докладе Счетной палаты, и в ответе Пескова видно лукавство и попытка увести общественное сознание от главных причин и негативных тенденций. Воспользуемся статистическими данными Федеральной службы государственной статистики. За точку отсчета возьмем начало 90-х годов, когда завершился процесс реставрации капитализма, и трудящиеся России столкнулись лицом к лицу с капиталистическими порядками.
Численность населения России на начало 1992 года составляла 148,5 млн. чел. На 1 сентября 2019 года она сократилась до 146,7 млн. чел. Это при том, что в 2014 г. в состав России вошли Крым и Севастополь (дополнительно прибавилось 2,3 млн. чел.), и 9,2 млн. чел. обеспечил миграционный прирост.
Рост населения любой страны связан, прежде всего, с естественным приростом, то есть превышением рождаемости над смертностью. В России не только 90-е годы, но все первое десятилетие 2000-х годов была убыль населения (смертность превышала рождаемость). В текущем десятилетии всего лишь три года наблюдался естественный прирост, остальные годы идет убыль населения. За почти три десятилетия капитализма «естественная» убыль населения составила 13,7 млн. чел. (откорректированные Росстатом с учетом переписи населения данные показывают за этот период «естественную» убыль 13,5 млн. чел.)
Разумеется, демографические «ямы» влияют на рождаемость, но главная причина убыли населения не в этом. При капиталистическом способе производства и присущем ему законе народонаселения часть рабочего населения становится относительно избыточным. Чем больше резервная промышленная армия, тем обширнее постоянное перенаселение, нищета которого прямо пропорциональна мукам труда активной рабочей армии.
Проводимая все эти годы либеральная экономическая политика ведет к прямому разрушению отечественного производства. Если уничтожаются заводы, и затем закрываются больницы, школы, дома культуры, то через некоторое время остаются только кладбища.
На одном из совещаний в Правительстве в 1992 году тогдашнему премьер-министру Гайдару бывший мэр Москвы сообщил о многочисленных случаях смертей от голода в Зеленограде (Москве). Гайдар развел руками и заявил, что эти люди не вписались в рыночную экономику, и уход их из жизни – дело естественное. В этом ответе – предельный цинизм по отношению к жизни миллионов тружеников.
Смертность в России составляла за 1987– 1991 гг. 1,6 млн. чел. в среднем за год. Затем она резко пошла вверх. В 90-е годы ежегодно в среднем умирало 2,1 млн. чел. В следующем десятилетии смертность возросла до 2,2 млн. чел. в среднем за год. В текущем десятилетии смертность несколько снизилась, но так и не может достигнуть показателя конца 80-х годов.
Чтобы как-то скрыть эти факты в российской буржуазной демографии придумали термин «сверхсмертность». В других странах – просто смертность, а в России – смертность и еще сверхсмертность. Анализ статистики показывает, что эта так называемая сверхсмертность в России за период с 1992 по 2018 гг. унесла более 12,5 млн. жизней.
Самый тяжкий год – 2003, смертность в котором составила 2,4 млн. чел. А заместителем председателя правительства – министром финансов в это время был Кудрин, который также несет прямую ответственность за проводимую политику. Сейчас он льет крокодиловы слезы и лицемерно рассуждает о снижении численности населения за последние четыре года.
Страна на протяжении почти трех десятилетий вымирает. Капитализм принес потери гражданского населения, которые сопоставимы с потерями населения в Великой Отечественной войне. Но тогда была война, а сейчас вроде как мирное время.