М.В.Котов,
Рабочая партия России,
г. Москва
Огромное число так называемых марксистов и левых всех мастей вновь и вновь пытаются найти пролетариат в современном мире, какими-то новыми, всё более абсурдными способами. И вновь и вновь поднимают они вопрос об актуальности ленинских формулировок и их связи с формулировками Маркса и Энгельса.
Уверен, не лишним будет напомнить таким искателям, что без диалектического материализма все их попытки осознать текущее положение дел обречены на провал. Для начала освежим в памяти основы:
«Пролетариатом называется тот общественный класс, который добывает средства к жизни исключительно путем продажи своего труда, а не живет за счет прибыли с какого-нибудь капитала, – класс, счастье и горе, жизнь и смерть, все существование которого зависит от спроса на труд, т.е. от смены хорошего и плохого состояния дел, от колебаний ничем не сдерживаемой конкуренции. Одним словом, пролетариат, или класс пролетариев, есть трудящийся класс XIX века» — Ф. Энгельс 1847 г. (К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т.4, стр. 322–339).
«Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства» – В. И. Ленин (В.И. Ленин, Полн. собр. соч., т.39, с.15).
«только определенный класс, именно городские и вообще фабрично-заводские, промышленные рабочие, в состоянии руководить всей массой трудящихся и эксплуатируемых в борьбе за свержение ига капитала, в ходе самого свержения, в борьбе за удержание и укрепление победы, в деле созидания нового, социалистического, общественного строя, во всей борьбе за полное уничтожение классов» – В. И. Ленин (В.И. Ленин, Полн. собр. соч., т.39, с.14).
Всем известны эти формулировки, но многие интерпретируют их, как им вздумается. А между тем, первая, наиболее общая, обозначает вообще всех эксплуатируемых, всех заинтересованных в коренных изменениях в обществе; вторая указывает на классовую принадлежность в связи с материальным производством и противоречием капитализма между общественным характером производства и частным присвоением, производство же — есть производство материальных благ, необходимых для жизни и высвобождения времени для других видов деятельности; третья обозначает часть класса, способную руководить, стать авангардом класса, возглавить революционную борьбу.
Совсем непонятно, чем не устраивают нынешних, так называемых левых эти понятия о пролетариате и его частях. Смею предположить, что большое число эксплуатируемых, да и просто недовольных думает, что они действительно революционны только потому, что они сами так считают. Попытаемся заглянуть глубже.
Развитие материального производства в современном обществе достигло такого уровня, что общество — капиталистическое общество — может позволить себе, эксплуатируя некоторые группы людей, перераспределять созданную ими прибавочную стоимость вторично и т.д., задействуя в этом процессе те группы людей, время которых высвобождено из непосредственно-материального производства, благодаря его уровню развития. Первых мы называем рабочими, вторых — служащими.
Так вот, сейчас вновь и вновь поднимают вопрос о том, чтобы считать служащих не просто эксплуатируемыми массами, а подменить ими сам авангард класса, поставить их на его исторически-определённое место. Давайте немного вспомним прошлое.
В 1917 году произошла Великая Октябрьская социалистическая революция. Революция — это качественный скачок в общественных отношениях с переворотом в политической надстройке, когда на место отживающего реакционного класса становится класс передовой, ранее подавляемый, угнетённый. В нашем случае, реакционный класс — буржуазия, передовой — пролетариат. Революция 1917 г. была пролетарской революцией, революцией рабочих. И хотя крестьянство сыграло огромную роль в ней, да и сами рабочие были вчерашними крестьянами, нельзя забывать, что это роль союзника, роль братского класса, но не роль авангарда, не роль передового класса! Революция 1917 г. крестьянской не могла стать ни при каких условиях. Достаточно было Временному правительству дать крестьянам землю (чего оно не сделало) и крестьянский протест захлебнулся бы в своей основе. Речь же шла о формационном изменении общества, а не о каких-то поблажках со стороны эксплуататоров. И здесь рабочий класс выступил во всём своём великолепии, со всей своей мощью, которая дана ему объективно.
Сегодня производство материальных благ, необходимых для жизнедеятельности и развития человечества, вышло на такой уровень, что обладание им посредством частной собственности на средства производства встаёт в прямую противоположность с объективными условиями дальнейшего развития настолько явно, что требует упразднения. В то же время без рабочего невозможно представить ни программиста, ни бухгалтера, ни учителя, ни врача и пр. и пр. Все они являют собой ту сферу, в которую, вбрасывают капиталы, созданные трудом рабочего. Если объяснять проще, то когда у вас нет ни хлеба, ни воды, то вы не думаете о том, что неплохо было бы вам написать приложение для смартфона, потом его продать кому-нибудь и поесть. Вам необходимо есть прямо сейчас, а не когда вы станете Илоном Маском! Так кто же накормил вас, кто высвободил ваше время из общественно-необходимого труда, кто позволил вам тратить его на ту деятельность, которой вы занимаетесь? Всё тот же РАБОЧИЙ! Наверное, Маяковский сказал бы — рабочий и никто прочий!
Я понимаю, что сидя перед монитором и глядя за окно на картины праздности и убогости, наблюдая за деградацией всего: науки, образования, медицины, культуры и пр., нас посещает чувство протеста. И нам хочется думать, что оно является достаточным основанием для уверенности в том, что «мы свой, мы новый мир построим». Но даже слова этой песни не об обывателях, они о революционном классе, о его авангарде — да, да, да… «городские и вообще фабрично-заводские, промышленные рабочие», как бы кому ни казалось. И от того, что мы не встречаем их в соседнем офисе, они не перестали существовать! От того, что производства вынесены и продолжают выноситься за пределы Москвы и других крупных городов, они не перестают существовать. Не перестали в той мере, которую определяет объективная реальность. А объективная реальность и в том, что рабочим необходимо ваше содействие, ваша помощь. Заменить их в этой борьбе вы не сможете. Никто не послушает ни вас, ни ваших умудрённых сослуживцев, когда встанут производства и общество останется без еды и энергии! Даже отключение Интернет общество способно пережить, как бы вам ни казалось это удивительным, даже отключение от платёжных систем не уничтожит его, не поставит на колени, пока есть производство.
Мы живём прежде всего тем, что создано трудом рабочих, а сталкиваемся с постоянными попытками приписать кому-то другому революционность. Это делают и те, кто по сути дела живет взаймы у рабочих, пользуется результатами их труда, хотя и не является капиталистом. Как же вы хотите, стоя посередине, что-то там решить в отношениях тех, кто непосредственно находится по разные стороны баррикад? Не мудрее ли встать с теми и бороться за тех, кто наиболее явно выражает ваши собственные интересы, кто кровно заинтересован в коренном преобразовании общества? Если вы на это не готовы, а безосновательно мните себя марксистами и левыми, то у вас «мания величия», господа! Вы пренебрегаете теми, кто вас содержит, тем самым поддерживая тех, кто вас эксплуатирует.
Вот потому так называемые левые и не могут объединиться, хотя кричат об этом на каждом углу, ударяя себя в грудь, потому что объединить их может только рабочий. И только на рабочего должны быть направлены взгляды их в желании действительно прогрессивных изменений общества. А те, кто этого не понял, стоят на позиции буржуазии, мусолят одни и те же слова, жуют одни и те же мысли, — всё им «недостаточно теории», всё им «мир изменился и не соответствует описанному в «Капитале»». Эти господа так и будут ходить по кругу, как лошади на манеже в цирке. Так и будут безуспешно взывать к несуществующим, выдуманным «новым общественным отношениям», так и будут вводить в заблуждение тех, кто не способен оторваться от дивана, и вместе со своими вселенско-значимыми комментариями в соцсетях и видео с нью-марксистскими, а на самом деле старыми троцкистскими заявлениями, публиковать на ютубе собственные дурно пахнущие измышления, под видом «свежих струй научных пониманий с учётом изменившейся реальности». Но если, товарищ, ты хочешь действительно революционного преобразования мира, то учись в Красном университете, борись за рабочего вместе с ним, а не вместо него! Не пополняй ряды неучей, которые ленятся изучить то, что выработано Марксом, Энгельсом и Лениным — такие, в лучшем случае, могут быть лишь временными попутчиками, пока не встанут за диктатуру пролетариата, пока не осознают её собственным, а не чужим умом!