Галко Виктор Иванович,
кандидат экономических наук
На вопрос, почему в России низкие экономические темпы и почему в развитие экономики мало вкладывается ресурсов, из уст российских чиновников разных рангов и представителей правящего класса капиталистов обычно слышится ответ: «В стране нет денег». На этом фоне определенные деятели услужливо подбрасывают идеи, что инвестиции могут прийти только с Запада, а для этого надо пойти на поклон к американскому капиталу. Дескать, отменят санкции, и иностранные инвестиции польются широкой рекой в Россию. Опасно, что такие идейки пытаются пропагандировать и те, кто числит себя борцами за интересы рабочего класса.
Не надо питать иллюзий – никакие иностранные инвестиции в страну не пойдут. Потому что Западу в лице России нужен не конкурент, а источник дешевых ресурсов. Вывоз капитала в зависимые страны, скрывающийся под вывеской «инвестиции», предоставление займов Международным валютным фондом, Всемирным банком, ВТО и пр. – суть инструменты привязывания, угнетения и закабаления более слабых стран империалистическими государствами.
Для развития отечественного производства в буржуазной России даже в условиях продолжающегося кризиса имеются громадные внутренние денежные источники. Эти источники связаны с особенностями процесса капиталистического производства. Причем они лежат на поверхности экономических явлений, и для их понимания не нужно знания глубин теории производства прибавочной стоимости. Есть простые истины, которые известны любому здравомыслящему капиталисту.
Первое. Чтобы производство продолжалось, необходимо постоянно возмещать потребленные и изношенные в процессе производства средства производства и потребленную рабочую силу.
Второе. Для расширения производства необходимо часть прибавочной стоимости отправлять на приобретение добавочного капитала, то есть дополнительных средств производства и рабочей силы.
Как обстоят дела с этими процессами в сегодняшней России?
- Амортизация.
Как известно, восстановление потребленных в процессе производства основных фондов осуществляется посредством амортизации. Понятие амортизации связано с процессом перенесения стоимости средств производства по мере их использования на производимый товар. Эта часть стоимости входит в издержки производства. Реально осязаемой начисленная амортизация становится после получения выручки за проданную продукцию и формирования амортизационного фонда, за счет которого приобретается новая техника на замещение отслужившей срок старой.
У этого процесса есть две особенности. Первая – средства амортизационного фонда накапливаются на банковских счетах. Вторая – эти средства расходуются на восстановление основных фондов по мере их износа и выхода из строя.
Сумма начисленной амортизации за 10 лет (с 2007 по 2016 годы) составила 35,4 трлн. рублей. Фактически отправлено на восстановление изношенных фондов за рассматриваемое десятилетие порядка 19 трлн. рублей (при стоимости основных фондов на конец 2016 года – 183 трлн. рублей), что чрезвычайно недостаточно для их возобновления. Не случайно, доля полностью изношенных основных фондов в России устойчиво растет, в 2016 году она составила почти 17%, а коэффициент обновления основных фондов – немногим более 4%.
- Прибыль.
Восстановление фондов за счет амортизации – это всего лишь простое воспроизводство. Расширенное воспроизводство осуществляется за счет направления части прибыли на увеличение капитала, что называется накоплением.
Статистика прибыли российских капиталистов показывает удивительную картину ее роста даже в кризисные годы десятилетия. К примеру, в 2014 г., когда начался очередной спад производства и реальной заработной платы, прибыль выросла на 1,0 трлн. рублей по сравнению с предкризисным 2013 г. и составила 10,5 трлн. рублей. В 2015 году кризис продолжился. Реальная заработная плата упала, и ее уровень составил всего 91 % от уровня 2014 года. А вот прибыль опять пошла в рост: в 2015 г. – 12,7 трлн. рублей, в 2016 году – 13,2 трлн. рублей. То есть за кризисные годы сумма прибыли капиталистов выросла на 38 %!
Общая сумма прибыли, полученной предприятиями и организациями за 2007 – 2016 годы, составила 88,8 трлн. рублей. С учетом уплаченного в бюджет налога на прибыль в распоряжении капиталистов осталось около 70 трлн. рублей. Положение догоняющей страны требовало направить на развитие за десятилетие не менее 60 – 80 % прибыли, то есть 42 – 56 трлн. рублей, а отправлено на инвестиции всего 19 трлн. рублей.
Таким образом, за 10 рассматриваемых лет через руки российских капиталистов прошло 35,4 трлн. рублей амортизационных отчислений и 70 трлн. рублей прибыли – суммарно более 105 трлн. рублей. В то же время Федеральная служба государственной статистики свидетельствует, что за этот период на восстановление фондов и расширение производства было направлено всего лишь 37,8 трлн. рублей собственных средств (амортизационный фонд и прибыль как раз и составляют собственные средства капиталистов).
Куда ушли остальные более чем 67 трлн. рублей (16 трлн. рублей -остатки средств амортизационного фонда и 51 трлн. рублей прибыли)? Может быть, они лежат на счетах в банках и ждут своего часа? По состоянию на 01.01.2017 года по данным Центрального банка РФ все средства юридических лиц на всех счетах в российских банках составляли 20 трлн. рублей. Причем в эту сумму входят деньги, предназначенные не только на приобретение основных средств, но и на приобретение оборотных средств, выплату заработной платы и пр.
Не нужно быть особым провидцем, чтобы понимать, что громадные денежные средства в сумме 67 трлн. рублей давно потрачены, выведены и продолжают выводиться из России в центры концентрации прибыли в офшорах. По данным Центрального банка за 10 лет чистый вывоз (на самом деле вывод) капитала составил 560 млрд. долларов, что по сегодняшнему курсу составляет более 30 трлн. рублей!
И этот вывод средств идет постоянно. Так, только за один месяц – январь 2018 года — чистый отток капитала из страны превысил 7 млрд. долларов (очередной рекорд).
Банковские кредиты.
Важнейшим источником финансирования инвестиций в капиталистической экономике являются банковские кредиты. Однако в Российской экономике банки играют ничтожную роль. В 2016 году кредиты банков на инвестиции составили крайне маленькую по отношению к потребностям развития отечественного производства сумму – немногим более 1 трлн. рублей.
Причина, почему капиталисты не спешат брать инвестиционные кредиты, также очевидна – это политика Центрального банка, который продолжает держать ключевую ставку (или ставку рефинансирования) на уровне, многократно превышающем уровень западных конкурентов (сегодня 7,5 % при том, что в развитых странах сохраняют ее на уровне 0 – 1 %). С учетом маржи (надбавки) коммерческих банков сегодня фактическая процентная ставка по кредитам организациям составляет 12 –14 % годовых.
Какой нормальный капиталист будет брать инвестиционные кредиты под 12 – 14 % годовых при фактической рентабельности в экономике 8 %? Совершенно ясно, что при таком хозяйствовании он моментально «вылетит в трубу». Политика Центрального банка – это политика не стимулирования, а удушения производства.
- Бюджетные средства.
Важнейшим методом государственного поддержания высоких темпов экономического роста является использование средств государственного бюджета. Однако в России они не являются локомотивом прогресса. В 2016 году фактическая сумма бюджетных средств на инвестиции составила 1,9 трлн. рублей. Хотя имеются значительные резервы для финансирования экономического развития за счет бюджета.
Одним из крупнейших источников пополнения государственного бюджета является налог на доходы физических лиц (подоходный налог). В России при налогообложении доходов физических лиц применяется давно отвергнутая развитыми странами так называемая плоская шкала, составляющая 13 % независимо от размера доходов. А во всех развитых капиталистических государствах применяется прогрессивная шкала налогообложения доходов физических лиц. Она варьируется от 0 % до 50 % и выше в зависимости от доходов. Чем выше доходы, тем выше ставка.
В 2016 году сумма налога на доходы физических лиц, поступившая в бюджет, составила 3 трлн. рублей. Введение прогрессивной ставки налогообложения даст ежегодно дополнительно многие сотни миллиардов рублей.
Валютные резервы России (без учета золота) – 350 млрд. долларов. Российское государство размещает их, как правило, в иностранных государственных ценных бумагах, по которым выплачиваются проценты – 1% годовых (по оценочным данным). В то же время российские компании берут на Западе кредиты в банках под 5–6% годовых. «Замечательная» неэффективная экономика, приводящая к дополнительным огромным расходам в виде уплаты миллиардов долларов процентов иностранным банкам. А что мешает размещению части валютных поступлений и доходов государства в виде инвестиционных кредитов в своей стране? Ответ прост – мешают либеральные догмы, сидящие в головах экономического и финансового блока правительства, и рекомендации (или команды) МВФ.
Следование рецептам МВФ и либеральным догмам приводят к тому, что часть валютных средств, которая поступает за энергоресурсы, замораживается (это покрывается наукообразным термином «стерилизация»). То есть часть доходов от экспорта сырьевых ресурсов, связанная с временной благоприятной конъюнктурой – высокой ценой на энергоресурсы – и получаемая Россией (а это десятки миллиардов долларов), сознательно выводятся из страны и размещаются в иностранных ценных бумагах. То есть эти деньги работают не на российскую, а на американскую и западноевропейскую экономики.
Таким образом, в стране имеется громадный внутренний резерв финансирования экономического роста и повышения производительности труда. Что нужно для его реализации? Введение мер государственного регулирования и контроля за направлением и использованием имеющихся и постоянно поступающих денежных средств на цели сохранения и развития отечественного производства и повышение производительности труда. Эти меры понятны и просты. Они включают, в частности, контроль соблюдения установленных норм амортизации, направления средств амортизационного фонда на восстановление фондов, направления на накопление не менее 60 –80% прибыли, введение прогрессивного налогообложения доходов физических лиц, снижение ключевой ставки Центрального банка до 0,5 – 0,75%.